В 2016 году Казахстану предстоит подтвердить соответствие Стандартам Инициатив прозрачности добывающих отраслей (далее ИПДО), сообщает пресс-служба министерства по инвестициям и развитию республики.
«Реализация ИПДО направлена на прозрачность доходов компаний и правительства в добывающем секторе. Проект имеет для нашей страны статус международного, политического и антикоррупционного. Уже второй год данные для отчетов предоставляются в электронном формате, посредством интегрированной информационной Единой государственной системы управления недропользованием РК. Это позволяет из года в год оттачивать оптимизацию процесса и повышать эффективность сверки данных, улучшать качество отчетов», — говорится в сообщении ведомства.
Посредством ИПДО народ Казахстана имеет возможность через неправительственный сектор принимать участие в контроле деятельности добывающих компаний. К примеру, иметь доступ к сведениям о социальных проектах, проводимых компаниями-недропользователями в Казахстане. Поддерживая развитие ИПДО компании также защищают свои интересы. Внедрение ИПДО в стране ведет к снижению политические рисков, способствует предотвращению социальной напряженности в регионах их деятельности, что является положительным моментом для бизнеса.
В настоящее время количество стран – участниц ИПДО - 48, из них 31 соответствует стандартам ИПДО. Среди них такие крупные развитые страны как Франция, Германия, США, Великобритания, Япония, Австралия, Канада.
В Казахстане успешно завершена процедура прохождения валидации. Это означает, что после официального объявления об ее итогах, республика преодолевает кандидатский статус и на постоянной основе присоединяется к Инициативе прозрачности добывающих отраслей, или, сокращенно, ИПДО. На первый взгляд, в этой новости нет ничего экстраординарного. Во-первых, этот международный стандарт (на английским языке он звучит как Extractive Industries Transparency Initiative) вроде и без того уже несколько лет присутствует в экономической жизни добывающих отраслей республики, а во-вторых, рядовым казахстанцам в первую очередь интересны не столько протокольные мероприятия и статистика количества подписанных договоров, сколько информация о том, что тот или иной договор привносит в жизнь страны с практической точки зрения. То есть, грубо говоря – является ли очередное присоединение сугубо формальным шагом, или после выполнения всех необходимых процедур, мы сможем убедиться в каких-то позитивных преобразованиях.
И в этом смысле, получение статуса последователя ИПДО (так называется полноправное участие в стандарте), пожалуй, может служить одним из наиболее ярких примеров того, как внедрение новых прогрессивных международных норм становится катализатором целого ряда процессов, от увеличения бюджетных поступлений до роста инвестиционной привлекательности и повышения рейтинга страны на международной арене.
– Для Казахстана участие в ИПДО важно в целях формирования более прозрачного, подотчетного и ответственного управления экономикой, а, следовательно, реализации стратегических целей, которые стоят перед страной. В перспективе ИПДО могла бы включать более широкий круг вопросов: от участия общественности в распределении социальных и экологических платежей добывающих компаний до распространения отчетности ИПДО на нефтедобывающие отрасли промышленности, – подчеркнул в одном из своих недавних выступлений вице-министр индустрии и новых технологий Нурлан Сауранбаев, осуществляющий курирование процесса присоединения к Инициативе.
К подробному разбору того, что привносит в финансово-экономическую жизнь страны участие в ИПДО, а так же к анализу последних событий связанных с процедурными моментами, мы еще вернемся чуть позже, а пока, думаю, будет не лишним напомнить некоторую предысторию событий.
Итак, впервые об инициативе прозрачности заговорили еще в 2002 году, в ходе работы ежегодного форума по устойчивому развитию, проходившего в деловой столице ЮАР, городе Йоханнесбурге. Бывший в ту пору премьер-министром Великобритании Тони Блэр в своем докладе призвал добывающие компании мира раскрыть информацию о размерах своих налоговых и неналоговых выплат правительствам и государственным компаниям тех стран, в которых они осуществляют свою деятельность, а правительства этих стран, в свою очередь начать публикацию отчеты о полученных ими доходах. Обоснованность и конструктивность этой идеи получила одобрение у большинства участников мероприятия. И вполне очевидно, что Казахстан, как страна, обладающая значительными запасами мировых полезных ископаемых, обеспечивающая их поставку на мировые рынки, и чей бюджет во многом зависит от поступлений со стороны энергетического сектора, не мог остаться в стороне от этого процесса. В 2005 году по инициативе Президента Нурсултана Назарбаева правительство Казахстана приняло на себя обязательства по реализации Инициативы. Был подписан Меморандум о взаимопонимании между правительством РК, компаниями добывающей отрасли промышленности, группой депутатов парламента, а также коалицией неправительственных организаций Казахстана "Нефтяные доходы – под контроль общества!".
По своей сути, Инициатива прозрачности добывающих отраслей представляет новый мировой стандарт, который поддерживает совершенствование управления в странах, богатых полезными ископаемыми. Основной принцип методики заключается в тщательной сверке и опубликовании всех данных о платежах компаний и доходах правительств от добычи нефти, газа и полезных ископаемых. То есть, недропользователи раскрывает свои данные, правительство – свои, затем их тщательно сверяют и полученные данные предоставляют открытому пользованию. Не трудно понять, что подобная прозрачность способствует повышению инвестиционного имиджа стран участников, с одной стороны демонстрируя прозрачную деятельностью добывающего сектора, а с другой – эффективную систему государственного управления и контроля в этой сфере. Сегодня Инициатива реализуется в 35 странах мира. На данный момент существуют две формы участия в ИПДО: это страна-кандидат и страна-последователь.
Одним из первых, кто горячо поддержал новую инициативу и приложил все силы к ее внедрению, стала ассоциация "KAZENERGY. В ходе заседания Координационного совета по устойчивому развитию Ассоциации "KAZENERGY", посвященного рассмотрению этих вопросов, председатель Ассоциации Тимур Кулибаев предложил активизировать работу в данном направлении и выработать консолидированную позицию энергетического сектора.
Тогда же началась планомерная работа по привлечению новых участников и разъяснению основных принципов ИПДО в обществе. В их числе можно особо отметить целую серию представительных мероприятий, проведенных как в рамках Евразийских форумов "KAZENERGY", так и различных конференций и семинаров, созванных по инициативе Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан. Например, специалисты отмечают важность итогов Национальной конференции по реализации в Казахстане Инициативы прозрачности добывающих отраслей, которая прошла в рамках Международного симпозиума по интенсификации добычи нефти и газа, и целого ряда семинаров, проведенных различными общественными организациями и так же способствовавшими притоку новых членов.
Здесь, будет вполне уместна набольшая динамическая статистика. Так, в течение последующих нескольких лет после принятия Меморандума количество присоединившихся к Инициативе прозрачности достигло 110 компаний, из которых, шестьдесят шесть фирм относились к нефтегазовому, а сорок четыре – к горнорудному секторам промышленности. В настоящее время общее количество недропользователей, подписавших меморандум, приближается к ста тридцати, в результате чего стало возможным говорить о практически полном охвате работающих в Казахстане нефтедобывающих компаний. Согласно протоколу, на первом этапе Казахстан был включен в список стран-кандидатов по приверженности к ИПДО, а для подтверждения статуса постоянного участника (последователя), встал вопрос о прохождении специальной процедуры подтверждения соответствия всем выдвигаемым требованиям – валидации. Механизмы валидации заключены в достижении прозрачности поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет в добывающих отраслях промышленности.
Сразу оговорюсь, что гладко проходило не все и не всегда. Поначалу, даже произошли некоторые досадные заминки связанные как непосредственно с охватом участников, при котором проявили определенную пассивность предприятия горнорудного комплекса, так и с техническими подробностями составления самих отчетов. Для примера, согласно отчету аудиторов, общий размер налоговых платежей компаний в бюджет за 2005 финансовый год составил 287 миллиардов 796 миллионов тенге. Между тем, размер поступлений, согласно полученным от Министерства финансов РК данным, составил 345 миллиардов 186 миллионов тенге. Давший в те дни пояснения по расхождению данных вице-министр финансов Даулет Ергожин указал на то, что основными причинами несовпадения размеров платежей и поступлений явились "неправильное отражение отдельными компаниями сумм по уплате налогов, курсовая разница". В результате, по признанию одного из руководителей главного финансового ведомства страны, результаты первого отчета подтвердили наличие определенных трудностей налогового администрирования, помогли выявить недостатки и слабые стороны самих органов Минфина. Тут уж можно было вполне сказать о том, что важность внедрения ИПДО подтвердили сами цифры.
Впоследствии, в рамках достижения прозрачности на государственном уровне, в Закон "О недрах и недропользовании" были внесены поправки, согласно которым, в новых контрактах с недропользователями обязательным условием является подписание Меморандума о присоединении к ИПДО. Тогда же представители правительства РК, в частности, Министерства нефти и газа выразили надежду, что компании, которые заключили контракты до внесения данных поправок, поддержат Инициативу прозрачности и приведут их в соответствие с новыми требованиями. И согласно озвученному заявлению вице- министра энергетики и минеральных ресурсов Болата Акчулакова, все ошибки первых отчетов о ИПДО будут учтены при подготовке следующих.
С этим мнением были солидарны и в ассоциации "KAZENERGY", традиционно уделяющей повышенное внимание процессу:
– "KAZENERGY" возглавила группу по коммуникациям, принимает активное участие в выработке рекомендаций в группе по валидации, в разработке Технического задания для компании по сверке, – подчеркнул в одном из своих выступлений председатель ассоциации Тимур Кулибаев. – Согласно последней рекомендации международного правления, Казахстан должен внести коррективы, и тогда до августа 2013-го мы успеем полностью выполнить условия валидации.
Если же опять обратится к протокольным данным, то в период с 2005 по 2013 годы было создано семь Национальных отчетов, данные и результаты которых без ограничения доступны всем желающим на сайте Комитета геологии и недропользования. В настоящее время ведется подготовка к 8-му Национальному отчету; его окончательная редакция и выход в свет запланирован на 2014 год.
В октябре 2012 года, в Астане состоялась очередная 4-я Национальная конференция по реализации ИПДО в Казахстане, прошедшая в рамках VII Евразийского форума KAZENERGY. Ее главной целью стало информирование общественности о ходе реализации ИПДО в Казахстане, о подготовке Национальных отчетов ИПДО за 2010 и 2011 года, а так же обсуждение наиболее актуальных вопросов, связанных с прохождением Казахстаном валидации. По итогам работы стало ясно, что большая часть замечаний уже устранены и наша республика готова к повторному экзамену.
Весной этого года, в рамках реализации ИПДО Казахстан посетила группа валидаторов – представителей аккредитованной Международным правлением ИПДО компании "HartResourcesLimited", той самой компании которая проводила предыдущую валидацию (и которая закончилась не совсем успешно) и рекомендовала ряд мер по улучшению некоторых позиций. В ходе своего пребывания в нашей стране, Валидаторы встречались с участниками Национального совета заинтересованных сторон, куда входят депутаты Мажилиса, руководство государственных органов (в частности, Министерства индустрии и новых технологий), Ассоциация "KAZENERGY", Ассоциация горно-металлургических предприятий и представители НПО. Члены делегации ознакомились с текущим положением дел и выразили свое одобрение подготовительным мероприятиям к прохождению валидации, намеченной на середину августа, а также проведенной "работе над ошибками".
Ну, а уже в начале октября этого года, в Астане, прошел международный семинар по Инициативе прозрачности деятельности добывающих отраслей. Организатором семинара является Международный секретариат ИПДО. Его представители познакомили участников семинара, среди которых присутствовали Национальные координаторы и лица, ответственные за внедрение ИПДО в таких странах как Албания, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Монголия, Украина, Таджикистан, с новыми стандартами ИПДО, принятыми Международным правлением во время Глобальной Конференции в Сиднее в мае этого года. Работу семинара открыл приветственной речью вице-министр индустрии и новых технологий Нурлан Сауранбаев, который также является заместителем председателя Национального совета заинтересованных сторон. Были обсуждены проблемы рационального использования природных ресурсов, вопросы деятельности Национальных советов заинтересованных сторон в странах и обзор ключевых изменений Стандартов ИПДО, а так же технических нюансов подготовки отчетности ИПДО.
И наконец, 9 октября этого года, во дворце Независимости в рамках форума KAZENERGY состоялась уже традиционная, пятая по счету Национальная конференция ИПДО. Как подчеркнул в своем выступлении председатель Комитета геологии и недропользования МИНТ Базарбай Нурабаев:
– В этом году наша страна, согласно требованиям Международного правления ИПДО завершила процедуру прохождения валидации – определения соответствия Казахстана всем международным стандартам Инициативы. В результате проведенной большой и тщательной работы валидаторами были оценены наши достижения и прогресс по реализации ИПДО в Казахстане. Полагаю, что общими усилиями мы способны достичь значительного прогресса в реализации ИПДО. Промежуточным результатом данной работы, я надеюсь, станет получение нашей страной статуса "Последователя ИПДО".
– Все заинтересованные стороны согласны, что правительство публично и безоговорочно заявило о своем намерении внедрить ИПДО и продолжает демонстрировать свои обязательства. Вывод валидаторов был единодушен: Казахстан соответствует данному требованию, – с удовлетворением отметил вице министр индустрии и новых технологий Нурлан Сауранбаев, подводя итог огромной подготовительной работе.
Кстати, уже со следующего года, всем участникам предстоит реализовать новую редакцию Стандарта прозрачности, принятого международным Правлением инициативы в мае. Как уточнили в международном секретариате, одно из новых требований пересмотренного Стандарта ИПДО включает раскрытие правительством подробных сведений о владельцах нефтегазовых и горнодобывающих компаний и обеспечение открытого доступа к информации о том, кто владеет лицензиями и правом предоставления лицензий.
Произошли определенные изменения и в регламенте двухстороннего сотрудничества с ИПДО нашей страны. Так, 9 октября в рамках V Национальной конференции ИПДО прошло подписание новой версии Меморандума о взаимопонимании о реализации ИПДО представителями Национального совета заинтересованных сторон и Секретариата ИПДО в Казахстане.
Ну а теперь, собственно говоря, вернемся к главному вопросу: а что фактически дает нашей стране реализация ИПДО? Ответы на первый взгляд будут достаточно просты: повышение рейтинга прозрачности и борьбы с коррупцией; рост инвестиционной привлекательности добывающей индустрии и выявление внутренних проблем в организации управления добывающим сектором.
Можно обратиться и к конкретным примерам. Так, в 2012 году базирующийся в Нью-Йорке Институт наблюдения за доходами (Revenue Watch Institute) рассчитал и опубликовал Всемирный индекс управления природными ресурсами. Индекс оценивал качество управления по четырем базовым категориям: институциональные условия и законодательная база; открытость и практика публичных отчетов; безопасность и контроль качества, а также влияние на экологию. Расчет вели по 58 странам, в совокупности осуществляющим 85% мировой добычи углеводородов, 90% добычи алмазов и 80% добычи меди. В этом же исследовании были названы государства с наиболее приемлемым уровнем управления природными ресурсами, а также определена тематическая группа стран с "частично приемлемым" уровнем управления. В итоге, Казахстан опередил соседнюю Российскую Федерацию на один пункт, как раз по причине нахождения в составе стран-кандидатов в ИПДО.
В результате, ряд достаточно крупных инвесторов планируют вложить значительные средства в экономику Казахстана. К примеру, большой интерес к развитию минерально-сырьевой базы республики проявляет Германия. В настоящее время, в стадии рассмотрения находятся несколько межправительственных соглашений, в случае практических реализаций которых германский бизнес начнет активное развитие казахстанской минерально-сырьевой базы. Продекларировала свой интерес Южная Корея и еще несколько государств, заинтересованных в плодотворном сотрудничестве в этой области. Все это является следствием приверженности нашей страны тем международным стандартам, которые свидетельствуют о высокой уровне ответственности и соответственно, качеству ведения бизнеса.
Безусловно, "почивать на лаврах" еще как минимум рано. И впереди, предстоит немало работы, в том числе, доведения последних штрихов, рекомендованных валидаторами, и продолжение планомерной деятельности по внедрению принципов ИПДО уже во всех добывающих объединениях страны. Но то, что решающий прорыв произошел, не может не радовать. Добывающая отрасль страны уверенно вступила в новый этап своего развития, и результаты проделанных шагов уже не за горами.