Жительницу Тараза по имени Юлдуз похитил едва знакомый парень в 2015 году и отвез ее к родителям в Караганду. Через некоторое время девушка родила от него ребенка, а через полгода после этого молодого отца и след простыл. Алиментов Юлдуз за прошедшие 3 года так и не получила, передает корреспондент ИА «NewTimes.kz».
Одним днем в феврале 2015 года Юлдуз возвращалась из магазина домой. Именно в тот день ее украли и увезли в другой город. Парня, который решил таким образом заполучить ее в жены, она толком не знала — видела пару раз в городе.
«Близко мы не были с ним знакомы, пару раз я его видела в центре города. Как-то с подругой зашли в кафе пообедать, там я его еще раз увидела. Они сидели в компании, а когда мы оплатили и выходили, он попросил мой номер. А я нагрубила и не дала номер телефон», — вспоминает Юлдуз.
Но это мужчину не остановило, скорее, наоборот. Он заявил ей, что ему нравятся такие упрямые девушки, и он найдет ее в любом случае.
«Самоуверенный тип», — бросила в ответ Юлдуз и спокойно ушла домой.
Через пару дней она видела его около своего дома, но не придала этому значения. А еще через некоторое время он ее похитил и отвез к своим родственникам в Караганду.
«Когда меня туда привезли, я, конечно, в шоковом состоянии была: плакала, просила, чтобы отпустил, чтобы отвез обратно или дал уехать, но там все были уже готовы. Апашки начали уговаривать, одна из них легла поперек прохода и начала говорить: «если переступишь, то всю жизнь будешь несчастлива, я тебя прокляну, вернешься домой — будет уят», — вспоминает девушка.
Это заставило девушку остаться: по ее словам, для родителей это и вправду стало бы позором, потому что она из семьи со строгими обычаями.
«Мы с ним не расписались, буквально через месяц я узнала, что я в положении. Он работал в войсковой части в Таразе под номером 2035 (пограничная служба КНБ РК — прим.NT). Через 8 месяцев у нас родился сын — недоношенный. До рождения ребенка первые месяцы жили, не скажу, что плохо — он работал, но когда я была на 4 месяце, его отстранили от службы сроком на 3 года из-за прогулов», — говорит Юлдуз.
Когда ребенку исполнилось 6 месяцев, похитивший Юлдуз мужчина вдруг решил избавить себя от бремени семейной жизни.
«Ребенку было 6 месяцев. Он обманул меня, сказав, что его вызывают в Алматы в воинскую часть, восстанавливаться. Я поверила ему — в то время у нас были трудности с деньгами, маленький ребенок, на дорогу у него не было денег. Я сдала в ломбард свое золото и дала ему на дорогу деньги», — говорит девушка.
Мужчина пообещал после приезда сразу связаться с Юлдуз, но звонка она так и не дождалась.
«Прошла неделя, вторая, третья — от него ни слуху, ни духу. Я начала звонить — телефон отключен, позвонила друзьям его — они сказали, что он не в Алматы, а в Караганде. Потом я начала смотреть соцсети и увидела фотографии, где он живет припеваючи», — вспоминает она события тех дней.
Юлдуз признается, что ей было больно и обидно: она осталась одна, с маленьким ребенком на руках и без денег. В итоге она все же дозвонилась до горе-отца и попросила деньги их болеющему ребенку.
«В ответ услышала, как он меня послал — это было больно и неприятно, благо у меня родители золотые, помогают, как могут. С того временя я его не видела», — уверяет девушка.
Сейчас их общему ребенку уже 4 года. По решению суда ребенок живет с Юлдуз, но ее бывший и не претендовал на опекунство и на процессах не присутствовал. Постановление суда по алиментам, как утверждает наша собеседница, вошло в силу с 9 сентября 2016 года.
Суд постановил, что мужчина должен ежемесячно выплачивать по 35 тыс 125 тенге алиментов. Но исполнители по сей день не могут найти его. По месту прописки мужчина не проживает, а в розыск его объявили только в ноябре 2019 года.
«Менялось 5 судебных исполнителей, по сей день ничего конкретного они не говорят и не обещают хороших прогнозов. Он как будто испарился. У меня есть догадки, что он либо в Караганде, либо под Алматы, но его скрывают родственники и тот же судебный исполнитель», — говорит девушка.
Юлдуз рассказывает, что связывалась с его отцом, но особой помощи и поддержки от него не получила.
«Он мне сказал, что сумма по задолженности взята из воздуха, якобы они не знают, где он находится, и связи с ним нет — хотя в социальных сетях он каждый день сидит. Я просто уже не знаю, куда обращаться — ребенок часто болеет, когда звоню — он все время посылает.
Говорил, ДНК сделаем — я и на это согласилась. Но он сам потерялся, а его отец просит забрать заявление и снять с розыска, и он сам от себя будет по 10 тыс тенге ежемесячно отправлять. Но 10 тыс тенге, я считаю, погоду мне не сыграют, так как ребенок растет, его надо обувать, одевать, кормить», — объяснила девушка.
Как говорит Юлдуз, «бывают бывшие жены — бывших детей не может быть». Она возмущена бездействием судебных исполнителей и тем, что мужчина стал отцом ее ребенка, а теперь скрывается и не хочет его обеспечивать.
«Почему судебные исполнители не хотят выполнять свои обязанности? Они должны следить за своевременностью выплат алиментов и реагировать на наши просьбы? Вот как быть, куда обращаться, если исполнитель не выполняет свои обязанности?
Прошу, помогите! По подсчетам судебного исполнителя, сумма долга по алиментам составила 1 млн 417 тыс 133 тенге на 1 сентября 2019 года. Из которых по сегодняшний день я не получила ни тиына», — подытожила свою историю Юлдуз.
КАК БЫТЬ И ЧТО ДЕЛАТЬ? Спрашиваем адвоката
Для начала мы попросили адвоката Назерке Ризабекову объяснить механизм назначения алиментов.
«Для того чтобы отец ребенка начал выплачивать алименты, нужно обратиться в суд. Обычно уже в исковом заявлении о расторжении брака женщина просит взыскать алименты на содержание детей, либо же можно подать судебный приказ о взыскании алиментов.
Также есть ситуации, когда не установлено отцовство, то есть в графе отец в свидетельстве о рождении данные отсутствуют. В таком случае в суд подается об установлении отцовства и взыскании алиментов.
Далее суд выносит решение в зависимости от вида заявления, которое подала женщина: решение либо судебный приказ, в котором обязывает выплачивать определенную сумму в пользу матери ребенка на его содержание.
Судебные решения о взыскании алиментов исполняются немедленно, исполнительный лист по ним выписывают и направляют на исполнение на следующий рабочий день. Судебный приказ уже является исполнительным документом.
Далее обычно женщина получает исполнительный лист в суде и сама обращается с ним к частному судебному исполнителю либо просит суд направить для исполнения частному судебному исполнителю.
После возбуждения исполнительного производства, судебный исполнитель устанавливает место работы, наличие имущества у должника, счетов. Если есть место работы — накладывает взыскание на зарплату», — объяснила адвокат.
Но наличие такого простого и понятного механизма не гарантирует получения алиментов. Многим удается уклоняться от такой нежеланной для них статьи расходов.
«Самый простой и часто встречающийся способ – устроиться на работу к родственникам либо друзьям на минимальную зарплату. Также у должников по алиментам, как правило, нет зарегистрированного имущества: машина, на которой он ездит, как правило, на маме, жилье — на папе», — уточнила Назерке Ризабекова.
Уклонение от алиментов может повлечь за собой серьезные последствия. Как уточнила адвокат, если у неплательщика нет работы, и он не платит алименты более 3 месяцев, то судебный исполнитель может арестовать его счета или имущество, принять меры по ограничению выезда за границу, запрету на выдачу лицензий, разрешений либо прав, а также посодействовать приостановлению уже действующих прав и разрешений.
В конце концов, неплательщика можно привлечь к административной ответственности по ст. 669 КоАП либо уголовной ответственности по ст. 139 УК. Но адвокат отмечает, что законодательство несовершенно в данном вопросе.
«У нас алименты взыскиваются в долях от заработной платы, в зависимости от количества детей, ¼, 1/3, ½. Пару месяцев назад мне звонила женщина, ей муж платит 12 тыс тенге, этого ей хватает только купить подгузники.
То есть отец может устроиться вполне легально на работу с низкой заработной платой, а после законно отчислять 10-11 тыс тенге.
Конечно, можно подать на взыскание алиментов в твердой денежной сумме (то есть суд обяжет платить фиксированную сумму в тенге, а не долю зарплаты). Однако, согласно ст. 141 КоБС, это возможно только в двух случаях – зарплата нестабильная либо выдается в натуре. В натуре я зарплат не встречала, а должники достаточно хитры и свои 10 тыс тенге платят стабильно.
Часто бывает, что мужчины устраиваются к друзьям, родственникам за «копейки», а сами таксуют, делают ремонт и т.д. Естественно, с этих доходов не платят налоги, и судебный исполнитель не может их отследить. В этом случае женщина может зафиксировать факт подработок и обратиться в прокуратуру для проведения проверки», — посоветовала адвокат.