Соцсети в Казахстане — главный источник хейта и споров на всевозможные темы. Еще больше перепадает женщинам, занятым на госслужбе, в активизме или общественной деятельности. Так, жительница Шымкента недавно ушла из общественного совета города из-за нападок по поводу яркой внешности и безобидных фотографий в развлекательных заведениях, передает ИА «NewTimes.kz».
Казахстанцы в соцсетях особо не церемонятся в выражениях. Под раздачу частенько попадают и чиновники, в частности женщины.
И нередко это происходит не в виде конструктивной критики с аргументами, а исключительно в формате громких обвинений, оскорблений и саркастичных замечаний.
Такую волну хейта пережила в свое время Гульвира Доненбаева, которая в должности главы управления миграционной полиции ДВД Астаны выступила на встрече с журналистами.
А волна началась, когда в Сети появились фото женщины и темой дня моментально стала ее креативная стрижка.
Фото: Sputnik / Болат Шайхинов
Немало казахстанцев тогда возмутились тем, что представительница полиции якобы не соблюдает этику госслужащего.
Позже акцент и вовсе сместился на недовольство казахстанцев работой миграционной полиции. Однако никакой реакции на необычную стрижку со стороны агентства по делам госслужбы не последовало: в правилах госслужащим не запрещено выбривать волосы на голове.
А защитники Гульвиры Доненбаевой стали в ответ возмущаться тем, что так и до Северной Кореи недалеко с их утвержденными прическами.
В 2016 году экстравагантные колготки Бырганым Айтимовой вызвали не меньший фурор.
Пожалуй, премьер-министр Канады и по совместительству любитель ярких носков Джастин Трюдо оценил бы такой стиль, но вот казахстанцев возмутил и этот невинный предмет гардероба: колготки немало дней обсуждались в разнообразных пабликах.
Фото: © AFP 2020 / Fabrice COFFRINI. Джастин Трюдо на заседании экономического форума
Несмотря на то что после подобных возмущений все ссылаются на этический кодекс госслужащих, четких требований к внешнему виду в нем нет.
«Одежда чиновников должна быть практичной, опрятной, и госслужащие не могут иметь вызывающий внешний вид.
Внешний вид государственного служащего при исполнении им служебных обязанностей должен способствовать укреплению авторитета государственного аппарата, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность и аккуратность», — размыто говорится в кодексе.
Как объясняла председатель агентства РК по делам госслужбы Анар Жаилганова, недопустимы короткие носки, оторванные пуговицы, мятые костюмы, несвежие сорочки, плохо завязанные галстуки и нечищеная обувь.
Но отсутствие четких запретов и ограничений не мешает пользователям соцсетей регулярно подвергать жесточайшей критике и даже оскорблениям образы чиновниц и общественных деятельниц, а иногда и жен госслужащих.
Так недавно под «обстрел» попала жительница Шымкента, журналистка Диана Мирсиева, которая была секретарем общественного совета города.
Все началось с поста журналиста Даурена Абдраманова, который заинтересовался фотографиями девушки.
«Это Диана Мирсиева. Член общественного совета Шымкента. Такие Дианы сейчас решают судьбу народа. Давайте молиться за Диану, которая без сна и отдыха переживает за благосостояние народа.
Если ты будешь в порядке, то и с нашим народом все будет хорошо. Если бы не ты, что было бы с нами? Даже подумать страшно», — саркастически высказался мужчина без всякого на то повода.
«Фото со страницы в Facebook и из статуса Дианочки в WhatsApp», — добавил он.
Сарказм остался неясен многим читателям: чем не угодили журналисту фотографии красивой девушки, отдыхающей в свободное время, непонятно. К тому же к ее деятельности в общественном совете претензий он не высказывал.
Позже отозвалась и сама Диана. Девушка рассказала о своих достижениях — в доказательство профессионализма. Ниже приводим частично ее публикацию, по ссылке можно прочесть полностью.
«Данный пост является моим первым официальным обращением к общественности и к определенным лицам, от чьих действий я решилась на такой шаг.
Подводя итоги моей профессиональной деятельности: я являюсь работником квазигосударственной корпорации, веду медиапроекты, также занимаюсь официально благотворительностью (об этом не принято громко говорить, но мне важно, чтобы вы знали), а также принимаю участие в социальной жизни населения Шымкента.
Я искренне благодарна всем и каждому, кто был рядом со мной на всем этом пути, и безумно рада сообщить, что на этом моя деятельность в рамках работы общественного совета закончена.
Данный пост (Даурена Абдраманова — прим. NT) ввел меня в недоумение, так как он лично со мной не знаком, но посчитал уместным разместить у себя мои личные фотографии и набрать текст с очевидным саркастическим подтекстом.
Не знаю, насколько это правильно писать, но меня на следующий же день человек, не имеющий отношения к общественному совету, попросил в добровольно-принудительной форме покинуть ОС по собственному желанию. Но откуда же взяться моему желанию, если такового не было?» — написала Диана.
К публикации девушка приложила свое заявление о выходе из совета по собственному желанию, которое она в итоге написала.
Несмотря на нападки, у Дианы нашлось и немало защитников. Они пытались подбодрить и даже немного порицали за то, что девушка так быстро сдалась под натиском общественной критики.
В этой ситуации есть сразу несколько проблем.
Во-первых, то, как преподносится информация. Никто не запрещает казахстанцам изучать жизнь чиновников и общественников, задаваясь вопросами об эффективности их работы и даже об их финансовых расходах.
Однако задавать конструктивные, четко поставленные вопросы — это одно. Язвить в отношении молодой красивой девушки только по причине этих самых молодости и красоты и демонстративно называть ее в уменьшительно-ласкательной форме, тем самым показывая свое пренебрежение к ней, — это совсем другое.
Во-вторых, есть давно назревший вопрос: должна ли общественная деятельность или активизм мешать человеку развлекаться, фотографироваться и вообще красиво жить на свою зарплату, если она того позволяет?
Об этом, например, говорила российская активистка, журналистка и блогер Саша Митрошина, которую заклевали после дорогостоящей поездки, которая, видимо, противоречит борьбе за женские права.
И не менее важная проблема — стереотип о том, что внешность определяет профессиональные качества человека. Особенно женщин.
Недавно по Facebook «прогулялось» фото вице-министра торговли и интеграции РК Жанель Кушуковой, которая сидела на неком мероприятии в спортивном костюме.
И даже если это противоречит этическому кодексу, люди в комментариях рассказали о том, каким большим профессионалом в своем деле она является.
«Жанель Кушукова — настоящий эксперт. Она может ответить на любой вопрос в рамках своей компетенции и объяснить все простым, человеческим языком. Если бы все чиновники так соображали, пусть хоть голые ходят», — написала под ее фотографией астанчанка.
С женщиной согласились почти все комментаторы, практически единогласно решив, что внешний вид чиновников перестанет их волновать, если те будут демонстрировать настоящий профессионализм, отказ от коррупции и реализацию бесконечных обещаний.