«Абсолютно проклято». Это выражение как нельзя лучше характеризует должность главы министерства образования в Казахстане. С 1992 по 2020 годы в ведомстве сменилось 13 чиновников. Каждый из министров в среднем просидел в своем кресле чуть больше двух лет. Какие реформы были проведены за это время и как это отразилось на академических знаниях казахстанцев, читайте в обзоре журналиста ИА «NewTimes.kz».
Фактически за годы независимости кресло главы МОН РК занимало 13 чиновников. Однако нынешний министр образования Асхат Аймагамбетов идет по счету только 16-м — некоторых его предшественников переназначали по несколько раз.
Их зовут Крымбек Кушербаев (в совокупности отработал три года два месяца), Бакытжан Жумагулов (три года), Ерлан Сагадиев (три года) и Аслан Саринжипов (два с половиной года). Эти руководители побывали на посту министра образования не один раз.
Наверное, касаясь темы знаний и науки в стране, невозможно обделить вниманием одну ключевую личность — Шайсултана Шаяхметова. Он возглавлял министерство народного образования с 1988 по 1993 годы. Шаяхметов справедливо получил звание «кризисного менеджера» — ему пришлось реформировать систему образования после распада Советского Союза и придерживаться стратегического курса уже независимой страны.
За этот период в республике начали появляться учебные организации нового типа — гимназии, лицеи, колледжи. В средние школы пришли работать первые штатные психологи. Были созданы первые экспериментальные школы, среди них известная школа Архимеда для старшеклассников.
Чиновник уделял большое внимание вопросам технического оснащения вузов и финансовых льгот для студентов. При нем открылись первые учебные заведения с иностранным участием.
И тогда же начала формироваться система современного бизнес-образования, появились такие специальности, как «менеджмент» и «маркетинг». Кроме того, начался переход к двухуровневой системе подготовки специалистов — бакалавриат и магистратура.
Именно при Шаяхметове разрабатывался первый закон РК «Об образовании», который вступил в силу 18 января 1992 года.
Фото: camonitor.kz
Его преемником стал Ережеп Мамбетказиев. Нынешний президент Казахстанско-Американского свободного университета занимал должность главы МОН с 1993 по 1995 годы.
Именно он обратился к Нурсултану Назарбаеву с идеей о том, что раз уж в стране не хватает высококлассных вузов, то готовить кадры нужно за рубежом, в лучших университетах Америки, Европы, Китая и Японии. Так и появилась популярная ныне программа «Болашак».
А руководство страны увидело в тогдашнем ректоре ВКГУ Ережепе Мамбетказиеве человека, способного сделать прорыв в сфере образования.
Идею о том, что нужно обучать юных казахстанцев в иностранных университетах, он заявил еще в начале 90-х. А несколько лет спустя тогдашний ректор ВКГУ становится министром образования и науки и начинает проводить первые реформы в ведомстве.
Так, министр предложил повсеместно перейти на общенациональное тестирование в школах, чтобы люди по объективно оцененным знаниям могли получить государственные гранты для бесплатного обучения в вузе.
И, пожалуй, самое главное, при Мамбетказиева была введена Болонская система «бакалавр — магистр — Ph.D». Кроме того, он стал проводить реформу по объединению в регионах всех мелких вузов — государственных и частных — в крупный региональный университет. Такие университеты появились в Павлодаре, Костанае, Актобе и других областных центрах.
Не стоит забывать и про инициативу тогдашнего министра — программу «Болашак». Именно в 1994 году казахстанские студенты впервые выехали на обучение за рубеж.
Ровно два года просидел в своем кресле следующий министр образования, Мурат Журинов. Нельзя сказать, что с 1995 по 1997 годы в ведомстве вводились ноу-хау, намного больший след Журинов оставил в казахстанской науке. При его руководстве в 2003 году Национальная академия наук получила статус РОО — Республиканского общественного объединения.
Одна запоминающаяся вещь за время его деятельности в министерстве все-таки есть. Именно в 1995 году появились идея о трех буквах, которые до сих пор будоражат умы казахстанских школьников, их родителей и учителей, — ЕНТ.
Единое национальное тестирование критикуют многие специалисты, педагоги и сами учащиеся. Огромный стресс для выпускников школ стал оборачиваться суицидами и сломанными судьбами подростков. И это не говоря уже о корявых вопросах в тестниках, коррупции и других системных ошибках МОН РК.
«Тестирование вводил я в 1995 году, когда был министром образования. Но я никогда не думал, что тестирование приобретет такие уродливые формы. Все министры обещают автоматизировать процесс, но никто этого не сделал, видимо, были свои интересы», — отмечал позже Журинов.
По его словам, в 1995 году невозможно было автоматизировать экзамены из-за нехватки компьютеров.
«В Турции, когда абитуриент сдает экзамен, его результат фиксируется в пяти местах — полиции, министерстве образования, парламенте и выдается на монитор на улице. А у нас соберут бумаги, посчитают через сканер, а на самом деле, кто сколько баллов набрал, никто не знает. А через три месяца эти листы с ответами сжигают. Я так думаю, что если бы коррупции там не было, они бы не торопились так сжечь эти листы», — подчеркивал бывший руководитель.
Экс-министр вообще довольно часто выступал с критикой ведомства, которое сам ранее курировал. К примеру, ругался на вмешательство МОН в частные университеты страны.
«В последние годы министерство только и занимается бесконечными, ненужными проверками, что раздражает коллективы. Если вуз плохой, он обанкротится, никто не пойдет учиться. Не надо его силком закрывать или угрожать. То, чем занималось министерство по отношению к частным вузам, — прямое нарушение закона. Поэтому новый министр принял правильное решение об автономизации вузов», — подчеркнул Журинов.
Речь шла о тогдашнем министре образования и науки Казахстана Аслане Саринжипове. Тот заявил, что с 2015 года технологии ЕНТ будут модернизированы:
«То есть компьютерное тестирование и возможность пересдачи теста несколько раз в течение года. Кроме того, ЕНТ с 2015 года разделят на два этапа — Национальное тестирование (НТ) и Комплексное тестирование (КТ)».
Тогда же Саринжипов отметил, что начнется разгосударствление вузов, и для этого необходима новая организационно-правовая форма. Но о его деятельности редакция NT расскажет во второй части материала.