суббота, 20 апреля 2024 г.
icon
447.4
icon
477.55
icon
4.76
Алматы:
icon
14oC
Астана:
icon
15oC
1xadv
×

Их бьют, оскорбляют, спускают цепных псов. Трудовые будни казахстанских судебных исполнителей

Они могут найти деньги на новый автомобиль, квартиру, отдых и развлечения, но не готовы содержать своих детей. Мы говорим о должниках по алиментам. Заставить горе-родителя платить по счетам — задача государственного или частного судебного исполнителя. Не секрет, что эта профессия считается одной из самых тяжелых в отрасли юриспруденции. Об особенностях труда и существующей практике принудительного исполнения корреспонденту ИА «NewTimes.kz» рассказывают ЧСИ Турсынбек Габбасов и Юлия Дорошенко.

Фото: inform.kz
Фото: inform.kz

Общий стаж наших собеседников в области принудительного исполнения решений суда — 21 год. Житель Павлодарской области Турсынбек Габбасов мог бы успешно работать адвокатом  или трудиться в органах правосудия, но выбрал судебное исполнительство. Скажем сразу, работа не из легких. Тем более, как показывает практика, ежегодно количество дел по алиментам в Казахстане увеличивается. Особенно много их стало в прошлом году, в период пандемии.

«После карантина не только павлодарцы, но и жители других городов и регионов страны начали массово подавать иски в суд по алиментам. На сегодняшний день у меня 1200 дел. Если взять статистику за все шесть лет работы, то общая  цифра составляет 20-25 тыс дел. И это только по алиментам», — говорит Турсынбек Габбасов.

С чего все начинается?

Как только поступает заявление и судебный документ на исполнение решения, в течение трех рабочих дней ЧСИ принимают процессуальное решение. Если дело соответствует установленным нормам, то они обязаны возбудить исполнительное производство. Если нет, то, соответственно, вынести решение об отказе.

«Далее действуем так: выясняем местоположение должника, если оно неизвестно. Затем узнаем, трудоустроен ли он, проверяем его имущественное положение. Одновременно с этим направляем запросы в уполномоченные органы для выявления счетов в банках второго уровня, также проверяем сведения о пенсионных отчислениях. В случае если должник работает, то исполнительный документ направляется в бухгалтерию предприятия. Тем, кто не трудоустроен, рекомендуем обратиться в центры занятости или самостоятельно решить вопрос с постоянным доходом», — добавляет собеседник.

В том случае, если должник не работает, то накладывается арест на его имущество, расчетные счета в банках. Если ситуация не меняется в лучшую сторону, решается вопрос о привлечении должника к административной ответственности по статье «Неисполнение приговора, решения суда или иного судебного акта и исполнительного документа». В случае когда и это не действует, тогда в правоохранительные органы направляется материал о привлечении должника к уголовной ответственности. Далее выставляется временное ограничение на выезд за пределы РК и решается вопрос о приостановлении водительского удостоверения должника, если оно, конечно, имеется. Крайний способ борьбы с «клиентами» — изъятие имущества и его продажа через торги.

Несмотря на большой объем работы, каждое дело, как отмечает судебный исполнитель, индивидуальное. Рычаги давления на должников, как правило, одинаковые, но подход всегда разный.

«Сначала пытаешься переговорить с человеком,  донести до него, что алименты в первую очередь предназначены для его ребенка. Потом дело доходит до принудительного взыскания, описи вещей. Бывает, когда идешь проверять имущественное положение должника, то нередко на нас, должностных лиц, спускают собак. Такое в основном встречается в сельской местности, в частном секторе. Наши «клиенты» делятся на два лагеря — адекватные и неадекватные. Первые идут навстречу, понимая сущность работы. Вторые ведут себя неуважительно, оскорбляя нас, выражаясь нецензурной бранью. В общем, всякое случается», — добавляет Турсынбек Габбасов.

Несмотря на сформировавшийся «иммунитет», судебные исполнители тоже могут дать слабину, проникнуться душой и сердцем к фигурантам исполнительного производства.

«Некоторые считают, что мы, судоисполнители, люди холодного нрава и железной выдержки. Поверьте, это далеко не так. У меня до сих пор не выходит из головы ребенок, который остался на попечении у бабушки. А все потому, что в пьяной ссоре его отец убил супругу. Мужчину осудили на девять лет, а малыш в одночасье остался без родителей. Чисто по-человечески очень жаль эту семью. Тем более опекун — пожилая женщина, которой нелегко растить несовершеннолетнего», — с грустью вспоминает Турсынбек Габбасов.

Говоря об алиментах, молодой человек отмечает важную деталь — тяжесть отношений супругов отражается на делах.

«Когда дела касаются алиментов, то там чаще всего встречаются натянутые отношения супругов, обиды, разногласия, неприязненное отношение друг к другу. Тяжесть отношений отражается и в исполнении этих документов», — вносит ремарку судебный исполнитель, добавляя, что ошибочно думать, что должники — только мужчины.

«Из всех моих дел в 5% ответчики — женщины. Это, как правило, те дамы, которых лишили родительских прав. А сделано это в связи с их аморальным образом жизни. Знаете, работать с такими труднее всего. И не только потому, что они оторваны от нормального общества, но и в связи с тем, что если мать не осознает свою значимость в жизни ребенка, то мало кто может наставить ее на верный путь. Хотя бывают исключения», — добавляет судоисполнитель. 

Когда долги выбивает женщина…

С тем, что с женщинами работать труднее, чем с сильной половиной человечества, согласна представитель республиканской палаты частных судебных исполнителей Юлия Дорошенко из ВКО. 

«Да, с женщинами бывает сложнее, но наличие материнского инстинкта порой играет важную роль. Был у меня случай, когда лишенная родительских прав женщина не просто сумела погасить задолженность по алиментам, но вернуть ребенка из интерната», — вспоминает Юлия Дорошенко, у которой сегодня в производстве находятся 470 дел по алиментам, 20 из которых — проблемные.

Общее количество дел, находившихся в работе, собеседница затрудняется назвать. Ведь, как она говорит, перед ними не стоит задача считать число производств. У них более важная миссия — помочь ребенку.

«Случаются ли казусы? Практически всегда. Будучи в должности государственного исполнителя, пошла я с напарницей делать опись имущества должника.  Пока мы были заняты делом, мужчина закрыл нас в доме, а сам ушел в неизвестном направлении. Только благодаря слаженным действиям полицейских его удалось найти и доставить домой. Мы просидели в заложниках весь рабочий день. Были случаи, когда меня били и даже уголовное дело возбуждали. А оскорбления летят в нашу сторону постоянно. Для восстановления  чести и достоинства обращаемся в суд.  Последний раз примирилась с обидчиком после выплаты  им морального вреда и принесения публичных извинений», — признается юрист.

Как резюмируют судоисполнители, с каждым годом число дел по алиментам увеличивается, но они в рамках действующего законодательства предпринимают все меры для уменьшения размера задолженности по алиментам.

Ситуация по республике

За первый квартал этого года, как сообщает республиканская палата частных судебных исполнителей, в работе 232 127 исполнительных документов о взыскании алиментных платежей. Это на 12 327 дел больше, чем за аналогичный период 2020 года. Из общего количества 225 861 документ приходится на содержание несовершеннолетних детей, 3636 — содержание супругов, 1734 — в пользу органов опеки и попечительства, 887 — родителей, 9 — братьев и сестер.

Наибольшее количество пришлось на Карагандинскую (21 990), Восточно-Казахстанскую (19 095), Алматинскую (18 123) и Туркестанскую области (17 538).

Больше всего проблемных алиментов в Нур-Султане (3799), Карагандинской (2130) и Туркестанской областях (1203).

За три месяца этого года к административной ответственности привлечено 1016 должников, к уголовной — 24 человека.

В ходе исполнения исполнительных документов указанной категории установлено и объявлено в розыск 2070 транспортных средств, зарегистрированных за должниками, из которых по результатам проводимых рейдовых мероприятий задержано и выдворено на специализированную стоянку 259.

В целях снижения количества проблемных алиментов во многих областях подписаны меморандумы о взаимном сотрудничестве с центрами медиации.

На постоянной основе совместно с центрами занятости проводятся ярмарки вакансий для трудоустройства должников.

Каждая профессия важна и нужна. ЧСИ — не исключение. В преддверии их профессионального праздника пожелаем им непоколебимого терпения и достижения поставленных целей и чтобы как можно меньше казахстанских детей страдало из-за неидеальных отношений родителей. 

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 4
Сочувствую 0
Возмутительно 2