Две недели граждане Казахстана жили в режиме чрезвычайного положения и постоянного страха. В городах проводились антитеррористические операции, был введен комендантский час и отключен интернет. А люди, разъехавшиеся на праздники по разным городам, не смогли вовремя вернуться домой из-за временного приостановления ж.-д. и авиасообщений.
Часть казахстанцев пострадала из-за отмены внутренних рейсов, другие и вовсе остались без средств и связей в чужих городах. Их объединяет одно — никакого возврата денег за отмененные авиабилеты или компенсации от перевозчиков они не получили. Журналист ИА «NewTimes.kz» пообщалась с пострадавшими пассажирами и туристами, которые не могут добиться справедливости от отечественных авиакомпаний.
Алматинец Асет Сатайбеков спланировал свой идеальный новогодний отпуск — он вместе со своей девушкой должен был вылететь из южной столицы Казахстана в теплую Анталью. Авиабилеты туда и обратно были куплены заранее, чемодан наполовину собран. Паре оставалось только сдать ПЦР-тесты перед поездкой и наслаждаться двухнедельным отдыхом.
Однако события в январе с молниеносной скоростью дали понять: вылететь из этого беспорядка и хаоса нашим путешественникам не удастся.
«У нас были билеты на 8 января. К тому времени в стране уже несколько суток нормально не работал интернет, у моей девушки даже не было сотовой связи. И о том, что наш рейс отменяется, авиакомпания, конечно же, не предупредила.
Я тогда по телевизору узнал, что аэропорт Алматы был захвачен и временно не работает. Кое-как удалось дозвониться на горячую линию, там мне сообщили, что авиасообщение временно закрыто до 10 или 11 января, уже не помню. Потом говорили, что до конца режима ЧП.
В общем, я понял, что никакой поездки до наступления порядка в стране уже не будет. Да и в такой момент нам самим уже никуда не хотелось уезжать, было страшно за родных, за жизни», — вспоминает алматинец.
К слову, свое путешествие пара планировала самостоятельно, не обращаясь в отечественные или зарубежные турфирмы.
«Сами купили билеты, забронировали отель, наметили планы на поездку. Естественно, бронь в отеле слетела, администрация не стала возмещать ничего. Мы ведь сами вовремя не заехали, пусть даже такой форс-мажор.
Но мы надеялись хотя бы на возврат средств за авиабилеты. Общая сумма ущерба — около 600 тыс тенге», — сетует парень.
Как только в казахстанских городах восстановилась связь и интернет, Асет попытался дозвониться в call-центр авиакомпании, но линия была постоянно занята.
«Тогда я написал им на почту. Мне пришел автоматический ответ, что мое обращение зарегистрировано под номером таким-то. Но денег все не было и не было. Спустя 9 дней мне на карту поступила ровно половина суммы за билеты. А за оставшееся мы ругаемся до сих пор.
В авиакомпании мне говорят, что вся вина на банке-получателе, банк ссылается на ошибку авиакомпаний. Еще раздражает, что ответа приходится ждать по несколько суток, операторы как будто вообще не в курсе происходящего. Правду говорят, обещанного три года ждут.
Изначально нам еще предлагали перебронировать билеты на другие даты, но дополнительных денег на отель у нас не было. Пришлось отказаться. Я теперь жалею, что вообще решился на эту дурацкую поездку», — говорит Асет.
Вот таким образом билеты прогорели еще у тысячи других казахстанцев. Достаточно зайти в комментарии под постами отечественных авиакомпаний в соцсетях.
Конечно, перевозчики отреагировали на форс-мажор и предложили пассажирам оформить возврат.
«Билеты на рейсы, отмененные до 19 января, можно сдать или обменять без штрафов на вылеты до 28 февраля. Возврат и перебронирование билетов осуществляются по месту приобретения», — сообщила пресс-служба AirAstana.
Однако «место приобретения» — понятие довольно растяжимое. Это могут быть мобильные приложения, агентства, сайты продаж билетов или сайты авиакомпании. Добиться ответа от каждого по отдельности — задача непростая.
Кроме того, перевозчики не готовы выплачивать компенсации пассажирам, которые застряли в чужих городах и были вынуждены проживать в отелях.
Астанчанин по имени Дмитрий 5 января вылетел из аэропорта Даболим (Индия, Гоа — прим. NT) в Алматы. Из южной столицы Казахстана он должен быть поехать в Нур-Султан. Но не тут то было.
«В указанное время борт из Алматы не вылетел, авиакомпания Air Astana уведомила меня смс об изменении времени вылета с 17.45 на 19.45. После рейс был отменен, официально об отмене рейса авиакомпания не сообщала. Из-за отмены рейса и последующей остановки работы аэропорта Алматы вылететь в столицу не представлялось возможным», — отмечает мужчина.
Оставшись в центре беспорядков, охвативших Алматы, Дмитрий был вынужден проживать в гостинице с 5 по 10 января. Позже авиасообщение между двумя мегаполисами было восстановлено.
«Для возмещения затрат на проживание и питание я обратился в авиакомпанию. Там заявили, что от выплат компенсации отказываются. Законен ли отказ авиакомпании? Куда вообще обращаться для получения компенсации?» — задается вопросом пассажир.
В комитете гражданской авиации на вопрос журналиста NT ответили сухо:
«Пассажиры отмененных в период ЧП авиарейсов могут оформить возврат полной стоимости билетов либо бесплатно перебронировать на другие даты по месту их приобретения. Вопросы по туристам относятся к комитету индустрии и туризма министерства культуры и спорта РК».
Конечно, можно еще попробовать обратиться в комитет по защите прав потребителей Минторговли РК. Те могут подать иск в суд к авиакомпаниям по вопросу возврата денежных средств потребителям отмененных авиарейсов и возмещения компенсации.
Для этого гражданам нужно оформить и отправить в комитет заявление, прикрепив все билеты, фискальные чеки и документы, которые смогут подтвердить несостоявшуюся поездку.