суббота, 25 июня, 2022
icon
470.9
icon
496.94
icon
8.83
Алматы:
icon
26oC
Нур-Султан:
icon
20oC
Подпишитесь на нас:
Фридом Финанс
Биржа kase признала АО «Фридом Финанс» победителем в 6 номинациях по итогам 2021 года
ffin.kz

Хаотичная застройка уничтожает уникальные мозаичные панно в Караганде

Заслуженные деятели культуры и старожилы города бьют тревогу. Мозаичные панно, которые украшали фасады домов в Караганде, скоро станут воспоминанием. Из десятков мозаик, выложенных московскими художниками в 60-годы прошлого столетия, целыми остались единицы. Собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Азиля Джумабекова выясняла, почему мозаичные композиции перестали быть привлекательными для областного центра.

Хаотичная застройка уничтожает уникальные мозаичные панно в Караганде

Фото автора

Точечная застройка съедает мозаику

История появления мозаичных панно в шахтерской столице уходит в далекие 60-е годы. Тогда, чтобы украсить городскую архитектуру, было принято решение пригласить в Караганду московских мастеров. Техника выкладки — настоящее искусство. Процесс кропотливый и достаточно дорогостоящий. Это настоящие картины из искусно выложенных разноцветных «чипсов». Сегодня судьба тех монументальных работ, которые остались в городе, никого особо не волнует.

Несколько лет назад был издан альбом «Монументальная живопись Караганды. От мозаики до стрит-арта». Специалисты ездили по городу и фотографировали уникальные картины. Сейчас заслуженные архитекторы и художники опасаются, что через каких-то несколько лет картины-панно останутся только в памяти горожан и в альбоме.

«Когда создавались эти мозаики, приезжали из Москвы мастера, потому что у нас не было специалистов-мозаичников такого уровня. Это очень сложная техника работы с камнем или керамикой. И очень печально, что эти шедевры никому не нужны и скоро канут в Лету. Десятки уникальных и монументальных картин было по городу, единицы из них остались в первозданном виде. Возмущает, что никого не смущает строительство высотных домов и бизнес-центров в непосредственной близости с фасадами, украшенными мозаикой. Сейчас ведется активное строительство объекта в районе магазина «Мечта» по проспекту Абдирова. Шикарное панно «Семья» постепенно исчезает за возводимыми этажами. Это на самом деле вопиющий случай», — говорит заместитель руководителя областного музея изобразительных искусств Александр Гехт.

В Караганде ни одно мозаичное панно не находится под охраной государства, их судьбу, как правило, предопределяет собственник здания.

«Мало того что это здания строят чуть ли в не метровой близости с жилым домом, так еще и наплевали на архитектурный облик. Когда только начиналось строительство и начали закладывать фундамент, в отделе архитектуры интересовались, какое здание возводится, нас заверили, что его высота не будет превышать 2-3 этажей жилого дома. Сегодня что мы видим? С каждым днем оно все выше и выше. Это как минимум 8-9 этажей будет», — отметил художник Виктор Проценко.

Космонавт уже не летает…

Руководитель отдела архитектуры и градостроительства Куат Бектемисов считает, что необходимо внести уточнения в законодательство, так как нет четких ограничений в понятии «точечная застройка»

«Мы, как уполномоченный орган, должны услышать мнения многих. Это и строители, и собственники объекта, представители МСБ и общественность», — сказал он.

Между тем уникальные панно, которые восхищают и приезжающих в город иностранцев, становятся частью истории.

«Иностранцы, которые приезжают в Караганду, действительно восхищаются, потому что в Европе такая мозаика есть, но она средневековая, больше музейные экспонаты, а современных нет. Караганда — один из немногих городов, где в свое время были выложены панно. К примеру, мозаика «Космонавт». Это уникальный объект живописи. Мастер — всемирно известный московский художник Крылов. Сейчас космонавт уже не летает в пространстве, он стоит на крыше», — добавил Александр Гехт.

Важно сохранить мозаичные панно

Художники Караганды с сожалением отмечают, что за 30 лет независимого Казахстана в городе не появилось ни одного масштабного объекта монументальной живописи.

«Караганда далеко не туристический край, у нас не так много достопримечательностей. Такого уровня произведений, которые были созданы в 60-70-х годах, у нас не появлялось, и то наследие, которое нам досталось, мы просто обязаны сохранить. Как показывает практика, к нашему мнению никто не прислушивается и вряд ли удастся сохранить мозаику на проспекте Н. Абдирова», — подчеркнула краевед и художник Юлия Ляндаева.