Знакомство с восточным городом старожилы рекомендуют начинать с базара. Здесь — его центр деловой и где-то даже сакральный центр. Здесь лучше всего ощущается пульс городской жизни. Базары Туркестана — в обзоре собственного корреспондента ИА «NewTimes.kz» Игоря Лунина.
С базарами в Туркестане, как ни странно, не густо. Новый Karavansaray, который сразу после запуска метко назвали «пенопластовым», не в счет. Этот торгово-развлекательный комплекс в стиле VIP только снаружи похож на восточный базар. Внутри — пафосные бутики «мировых брендов» преимущественно китайско-турецкого происхождения с не менее пафосными ценами.
Мы же говорим о настоящих базарах, которые кроме своего утилитарного назначения — обеспечения людей продуктами, могут и должны еще и быть центрами притяжения туристов. Того миллиона или полутора, о которых уже третий год говорят нам власти областного центра. Базаров, которые складываясь десятилетиями, а то и веками, составляют неформальный общественный центр любого города Азии.
К услугам жителей и гостей города на сегодняшний день два крупных рынка. Исторически сложившийся в центре старого города «Куаныш» и построенный в этом году на окраине нового города «Эко-базар». Но о новоделе позже.
«Куаныш», строго говоря, сегодня не рынок, а торговый центр. Хотя смена юридического статуса на более «современный» на внутреннем содержании, к счастью, не отразилась. За входной аркой начинается нормальный азиатский базар. Немного шумный, с непривычки кажущийся хаотическим скоплением лотков, павильонов и зданий, но такой обаятельный и теплый при близком знакомстве.
Здесь все, продавцы, покупатели, знакомые и незнакомые, улыбаются друг другу. Не по обязанности, а от души. Просто купить что-то и молча покинуть рынок не получится. Каждая покупка — прежде всего общение. Вас расспросят, откуда вы и как дела, вы получите массу информации. Полезной и не очень.
В супермаркет настоящего южанина может загнать только крайняя необходимость. Неизменные очереди с тележками у касс, приставучесть «консультантов» и что-то казарменное в организации торговых пространств вымораживает. Все нужное для жизни мы привыкли находить на базаре. Увлекателен уже сам процесс поиска, сопровождающегося множеством новых знакомств, случайными встречами, легкими разговорами, а иногда и серьезным обменом мнениями по животрепещущим вопросам местного и мирового значения. Здесь можно найти настоящих старожилов и услышать истории, не отраженные ни в каких официальных источниках.
Для «древнего Туркестана» базар молод. На современном месте он обосновался только в 60-е. Вырос из небольшого рынка на вокзальной площади Туркестана. Юность с лихвой компенсируется богатой историей и уникальными фактами биографии. Десять лет, тогда еще просто центральным колхозным рынком города, руководил не много, ни мало Герой Советского Союза Расул Исетов. На здании бывшей конторы есть мемориальная табличка.
Казахский писатель Андрей Михайлов в своем обзоре рынков страны с восторгом описывает главный туркестанский базар начала XXI века:
«На нем еще в начале века можно было застать настоящие ряды ремесленников – ювелиров, башмачников, столяров, скорняков, шляпников. И купить, к примеру, камчу или тюбетейку, сработанную в местной кустарной мастерской и пошитую тут же народным умельцем. А на прибазарной площади доводилось встречать настоящих бродячих комедиантов и канатоходцев. Это был воистину экзотический осколок того тысячелетнего Востока, который так сильно завораживал и завораживает европейцев и подпитывает азиатов. Да и для самих туркестанцев он был вовсе не какой-то «живой историей», пережитком прошлого, оставаясь неотделимой частью их повседневной жизни».
Ремесленники и канатоходцы, увы, остались за рубежом тысячелетий.
Название «Куаныш» придумал последний директор колхозного и первый владелец уже частного рынка Абдигаппар Шаймерденов. Без всякого преувеличения отец-основатель, создатель базара в его современном виде. Память о нем здесь чтят. Любой продавец старше 40 лет обязательно вспомнит аксакала теплым словом.
Меруерт Абдукаримова отмечает в этом году полувековой юбилей торговли на этом базаре.
«Это сегодня наш базар — теплые павильоны, чистота, порядок, благоустроенная территория, — говорит она. — А в конце 80-х, когда колхозный рынок превращался в частный базар, торговля шла под открытым небом. Газета, клеенка, пара камушков, чтобы ветром «прилавок» не унесло, вот и все «оборудование». Нам редкостно повезло с первым директором, который стал владельцем рынка в начале 90-х. Абдигаппара Шаймерденова здесь каждый вспомнит добрым словом. При нем и благодаря его усилиям рынок из пыльной площадки, где торговали в основном с земли, превратился в то, что видите сегодня».
Благодаря ему рынок и тысячи связанных с ним людей не только пережили лихие 90-е, но и вполне уверенно себя чувствуют в таких разнообразных 2020-х. Его дело продолжает дочь. Кандидат наук по международной экономике Инара Намазбаева ради семейного дела оставила успешную научную карьеру и комфортный Алматы. Совместить не получилось. Базар — дело серьезное и требует полной отдачи.
«Главная идея отца, — говорит Инара, — базар должен приносить не столько деньги, сколько радость всем — хозяевам, продавцам, покупателям, случайным гостям, пришедшим просто поглазеть, что и как. Надеюсь, что мы достойно ее реализуем и наш базар, действительно, дарит радость».
Фото автора