воскресенье, 27 ноября, 2022
icon
465.38
icon
483.58
icon
7.69
Алматы:
icon
-12oC
Астана:
icon
-25oC
Подпишитесь на нас:

О договоренности между Назарбаевым и Саркози по проекту «Астана LRT»

Первый президент РК Нурсултан Назарбаев привлек французскую компанию к реализации проекта «Астана LRT» из-за дружбы с тогдашним президентом Николя Саркози. Такую версию событий в суде высказал бывший заместитель акима Астаны Канат Султанбеков, передает ИА «NewTimes.kz». Судья Виктория Семенова зачитывала его показания.

О договоренности между Назарбаевым и Саркози по проекту «Астана LRT»

Фото: Reuters

Сейчас подсудимым вменяют хищение 5,8 млрд тенге в ходе реализации проекта «Астана LRT» с 2013 года при активном пособничестве представителей иностранных компаний. В обвинительном акте написано: «Ардан и Султанбеков привлекли в качестве пособников совершения преступления представителей компаний SYSTRA — Алана Годри и TYPSA — Саяго Баутиста Карлоса Хосе, которые должны были содействовать совершению хищения своими советами, предоставлением информации, средствами совершения преступления и устранением препятствий». То есть, в соответствии с выводами обвинения, международные компании были привлечены именно с целью хищения бюджетных средств.

В суде же выяснилось: решение прибегнуть к помощи иностранных специалистов было принято еще в 2011 году. При этом роль первого консультанта по управлению проектом (КУП) должна была выполнять компания ALSTOM в консорциуме с казахстанской компанией ТОО «АИС Астана» (по закону иностранные компании не имеют права реализовывать подобные проекты без участия местных компаний). Правда, тогда правительство планировало строить линию легкорельсового скоростного трамвая (позже речь уже шла о монорельсовом транспорте) сначала от старого вокзала Астаны до левого берега, а позже от аэропорта до ТРЦ «Абу-Даби Плаза». Но в 2012 году, когда все проектные документы были готовы, планы казахстанской стороны резко изменились, а проект был приостановлен.

«Спустя некоторое время я понял, что произошел ряд событий, которые повлекли остановку реализации проекта линии ЛРТ совместно с компанией ALSTOM. Тогда Имангали Тасмагамбетов мне прямо сказал, что позвонил Карим Масимов (он уже был руководителем администрации президента Назарбаева) и сообщил, что проект необходимо остановить. Как он объяснил, все оказалось банально просто: президент Саркози не выиграл в 2012 году выборы на второй президентский срок, соответственно, у властей Казахстана не было дальше желания сотрудничать с компанией ALSTOM, а она была аффилирована с Саркози.

Немного позже в Европе разразился настоящий скандал, и в суде рассматривалось дело против Николя Саркози и его причастность к коррупции и торговлей влиянием, в том числе по сделкам с правительством Казахстана. После чего «наверху» было принято решение не продолжать работу. И, опять-таки, уже в третий раз вся работа, которая была проведена, включая разработку ТЭО проекта, одним росчерком пера «отправилась на свалку». Официально президент Назарбаев озвучил, что проект дорогой и его реализовывать не надо.

Для справки: на тот момент стоимость всего проекта первой очереди, по расчетам французской компании ALSTOM, составляла чуть менее 2 млрд долларов в эстакаде. Всего лишь через год президент Казахстана Нурсултан Назарбаев примет решение строить линию БРТ вместо ЛРТ. А еще через год с подачи акима Адильбека Джаксыбекова и его заместителя Нурали Алиева отменит свое решение и вернется к проекту линии ЛРТ, но уже по китайской технологии и за большую сумму — почти 2,5 млрд долларов!» — написал в своем письме суду Канат Султанбеков.

Подсудимый Улугбек Ачилов, давая показания, добавил, что в обсуждении проекта и подготовке проектно-сметной и финансовой документации, кроме компании ALSTOM и «Астана LRT», участвовали министерства финансов, транспорта и коммуникаций, экономики, представители АО «НК «КТЖ» и лично аким Астаны Имангали Тасмагамбетов.

Так, например, 24 февраля 2012 года Тасмагамбетов пишет обращение на имя Масимова, в котором просит «внести на рассмотрение и утверждение государственной комиссии по модернизации экономики вариант проекта линии ЛРТ», «утвердить стоимость первой очереди в размере 119,7 млрд тенге». Кроме того, аким столицы просит премьер-министра «дать поручение агентству РК по строительству и ЖКХ утвердить ТЭО на выбранный правительством РК комбинированный вариант».

«То есть что выбрало правительство, то и утверждайте. Абсолютно не задавался вопрос рассмотреть, дать анализ и так далее. Утверждайте», — прокомментировал в суде Улугбек Ачилов.

Дело в том, что сейчас прокурор настаивает, что подсудимые, готовя документы, ввели в заблуждение правительство и президента. Им также вменяют в вину, что они не спорили со своим вышестоящим руководством, отстаивая законность. Вроде как они должны были игнорировать распоряжения своего начальства и игнорировать поручения правительства и президента и более тщательно изучать документацию. При этом по договорам всю документацию по проектам готовили иностранные компании.

Но тогда, в 2011-2012 годах, аким Тасмагамбетов так писал в своем обращении к премьер-министру: «Ввиду того что проект ЛРТ является высокотехнологичным для РК, возникает необходимость привлечения дополнительного звена между заказчиком и подрядчиком проекта ЛРТ. Это станет гарантом его успешной реализации. В мировой практике эти функции выполняет Project manager, далее КУП. В связи с этим просим разрешить привлечение КУП в проект ЛРТ, эта процедура применяется в нашей республике в проектах, финансируемых за счет привлечения внешних займов, например, в проектах «Западная Европа — Западный Китай», и вместе с тем просим включить данные затраты в ТЭО первой очереди, ориентировочно до 4 млрд тенге».

Читайте также: Достучаться до «небожителей»: Важные чиновники остались вне дела об «Астана LRT»

Сейчас прокурор настаивает, что никто не имел права платить иностранцам суммы большие, чем это установлено в нормативных документах республики. Однако из письма Тасмагамбетова видно: уже тогда все понимали, что иностранцы не будут работать в Казахстане по нашим сметам. Тем более что проект для страны новый и высокотехнологичный, а потому наши расценки просто не могли учитывать все затраты на проект.

«На заседании госкомиссии по модернизации экономики РК под председательством премьер-министра Карима Масимова с участием акима Тасмагамбетова от 24 февраля 2012 года принято протокольное решение №11-5/и о реализации проекта «Новая транспортная система Астаны» и о принятии к сведению информации по проекту и дается согласие на предложение акима города о реализации первого этапа, в том числе с привлечением КУП, с ориентировочной стоимость около 4 млрд тенге. Это 2012 год, компаний SYSTRA и TIPSA еще нет. То есть это государственная комиссия принимает такое решение. Кроме того, агентству по строительству и ЖКХ дается протокольное поручение ускорить проведение экспертизы по согласованному варианту», — высказался Ачилов.

Более того, 28 декабря 2012 года премьер-министр Серик Ахметов направил письмо Нурсултану Назарбаеву, в котором честно пишет, что планируется заключение контракта на строительство линии ЛРТ под ключ, признавая при этом, что такое заключение договора не соответствует действующему законодательству. Но тем не менее согласовывает это решение. Также в этом письме Ахметов пишет о необходимости привлечения международного консультанта.

«Обращаю внимание на то, что не Султанбеков предлагает привлечь, а премьер-министр в письме Назарбаеву говорит о том, что необходимо привлечь международного консультанта и что этот КУП определит оптимальную схему реализации проекта. Также в этом письме говорится о том, что планируется привлечь международный заем для реализации этого проекта», — написал Султанбеков и добавил, что это письмо полностью опровергает доводы антикоррупционной службы и прокуратуры.

Вот как это выглядит в письме Ахметова: «…по итогам совещания выработано консолидированное мнение о том, что предлагаемый вариант заключения контракта на строительство ЛРТ «под ключ» не соответствует действующему законодательству в части проведения процедур госзакупок (действующее законодательство не позволяет определить одну компанию и разработчиком ПСД, и подрядчиком строительства).

Учитывая, что компания ALSTOM специализируется на проектировании и производстве подвижных составов и не имеет опыта строительства и эксплуатации транспортных систем в комплексе, полагали бы возможным привлечь международного консультанта. Мировая практика показывает, что, когда у страны нет опыта реализации технически сложных и значительной стоимости проектов, международные консультанты сопровождают проект от его планирования до сдачи. Консультант на основе анализа существующего ТЭО, а также международного опыта строительства и эксплуатации транспортных систем определит оптимальную схему реализации проекта по составу и стоимости с учетом окупаемости инвестиций и расходов по эксплуатации».

После того как необходимость в работе с компанией ALSTOM отпала, был проведен конкурсный отбор, в результате которого были выбраны компании SYSTRA и TIPSA. Они в отличие от аффилированной с Саркози компанией имеют огромнейший опыт в реализации подобных проектов и, по сути, являются непререкаемыми лидерами в этой области.

Непонятно, почему правоохранительные органы, проводя расследование, не стали изучать предысторию вопроса, документы и протоколы собраний правительства, которые тем не менее все же оказались в материалах дела, а потому подсудимые на них и ссылаются.

Заседания продолжаются. На данный момент суд на стадии допроса подсудимых.

Все материалы о ходе судебного разбирательства по делу об «Астана LRT» читайте здесь.

В статье:
Что думаете об этом?
Подпишитесь на нас:
Написать комментарий


Эксклюзив
Интервью и мнения