В строительстве тоннеля Шакпак баба забрезжил свет. Здесь возобновлены работы по проходке правой шахты. Это плюс 1,5 млрд и один год. На самом долгом долгострое в Южном Казахстане побывал собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Игорь Лунин. Свет пока слабенький, колеблющийся на сквозном ветре Шакпакского перевала.
 
                    К прогнозам представителей заказчика Туркестанского областного филиала АО «НК «КазАвтоЖол» и подрядчика — АО «EVRASCON» (Азербайджан) «сдать обе штольни тоннеля в техническую эксплуатацию к концу текущего года» относиться нужно осторожно. Аналогичные намерения они озвучивали в начале каждого года, начиная с 2015-го. Тогда подрядчики были другие, но это мало что меняло. Исключением стал только 2022 год, когда работы были полностью свернуты и никто уже ничего не прогнозировал, кроме проблем с поиском новых подрядчиков.
Злополучный участок международного транспортного коридора Западная Европа — Западный Китай всего-то в несколько километров, включая подъезды к тоннелю, как сглазили. Работы то начинаются, то приостанавливаются. Подрядчики меняются. Проходка усложняется из-за сыпучих грунтов, внезапно обнаруженных в толще скальной горы.
 По сложившейся на этой стройке традиции генеральный заказчик — комитет автодорог РК всю вину за очередной провал решил было возложить на строителей. Уже велись разговоры о включении EVRASCON в черный список недобросовестных подрядчиков и перекрыть компании доступ к дорожному строительству в нашей стране отныне и навеки. Хотя отдельные неглупые люди уже тогда говорили, что найти желающих взять на себя завершение технически очень сложного объекта, к тому же выжившего из страны две крупные строительные компании, задача нереальная.
По сложившейся на этой стройке традиции генеральный заказчик — комитет автодорог РК всю вину за очередной провал решил было возложить на строителей. Уже велись разговоры о включении EVRASCON в черный список недобросовестных подрядчиков и перекрыть компании доступ к дорожному строительству в нашей стране отныне и навеки. Хотя отдельные неглупые люди уже тогда говорили, что найти желающих взять на себя завершение технически очень сложного объекта, к тому же выжившего из страны две крупные строительные компании, задача нереальная.
На самом деле причина остановки работ в 2021 году была всем известна и вполне банальна для нашей действительности. Резкий, в 2-2,5 раза взлет цен на стройматериалы сделал смету, составленную в 2017 году, неактуальной. Где здесь вина подрядчиков-иностранцев, понять сложно. Но и отечественный комитет автодорог вроде тоже ни при чем. Стихия, однако.
 В конце концов, стороны сговорились. На очень интересных условиях и в нетрадиционной для отношений заказчик — подрядчик форме.
В конце концов, стороны сговорились. На очень интересных условиях и в нетрадиционной для отношений заказчик — подрядчик форме.
«Из-за закрытия границ мы нужных специалистов не могли привезти, подорожали строительные материалы. Всего в строительство по устной договоренности с заказчиком за полтора года компания вложила 1,5 млрд тенге собственных средств. EVRASCON работает в Казахстане с 2004 года. Строил объездную дорогу Шымкента, дороги в Актау, Кызылорде. Автомобильные тоннели такой степени сложности строим впервые. Правда, был опыт строительства водовода почти такого же диаметра. Но там проходка велась без взрывных работ, гидромолотами. Поэтому для нас это и ценный технический опыт, и вопрос имиджа на строительном рынке Казахстана», — сказал руководитель проекта КФ АО «EVRASCON» Заур Бабаханов.
Сегодня на проходке и бетонировании правой штольни работают 125 человек. Этого пока достаточно. Как только начнутся укладка дорожного полотна, монтаж вентиляции, сигнализации, строительство очистных сооружений, подрядчики будут дополнительно нанимать рабочих и инженеров. Основной состав работающих здесь казахстанцы.
«Сейчас главное — завершить проходку и бетонирование в правой штольне, — говорит Бабаханов, — это самая сложная часть работ. Укреплять приходится каждые пять сантиметров проходки. Под бетонирование свода устанавливаем двухтавровые стальные балки через 1-2 метра. Между ними арматура и сетка. В зоне обвала, где грунт особенно рыхлый, — через полметра. Такие сложности с грунтами нельзя было выявить на стадии проектирования и геологических изысканий. Изыскательские скважины были по проекту сделаны через 3-4 метра. Это обычная практика».
 Заместитель председателя комитета автодорог РК Амангельды Беков софинансирование строительства подрядчиком по «устной договоренности» категорически отрицает. Но подтверждает сроки сдачи тоннеля.
Заместитель председателя комитета автодорог РК Амангельды Беков софинансирование строительства подрядчиком по «устной договоренности» категорически отрицает. Но подтверждает сроки сдачи тоннеля.
«Компания EVRASCON строит тоннель с 2018 года, — отметил Беков. — В этом году планируем завершить строительство. То, что азербайджанская компания вложила в строительство собственные деньги, это они так говорят. Мы полностью финансируем этот объект. Корректировки проектно-сметной документации (с учетом реального роста цен на материалы — прим.) не будет. Работы будут завершены в рамках проектной стоимости».
Как совместить это с ростом в разы стоимости проекта, господин Беков не объяснил. Выбор у подрядчика был невелик — вкладывать свои деньги в завершение работ или вылететь с рынка Казахстана с «волчьим билетом». Прецедент был. Предшественник EVRASCON — АОЗТ Dena Rahsaz/Sargin из Исламской Республики Иран — на свою же голову и разработавший проект тоннеля Шакпак баба, не смог пережить очередное обрушение тенге нашим Нацбанком. Контракт с ним был расторгнут.
 При тех объемах строительства, которые на сегодня выполняются EVRASCON в нашей стране, азербайджанцы решили раскошелиться, но сохранить лицо.
При тех объемах строительства, которые на сегодня выполняются EVRASCON в нашей стране, азербайджанцы решили раскошелиться, но сохранить лицо.
«Я работаю в Туркестанской области третий год. Знаю, что прогнозы о запуске тоннеля в эксплуатацию озвучиваются ежегодно. Но сейчас ситуация на строительной площадке кардинально изменилась. Пришло понимание компанией-подрядчиком важности объекта не только для нас. АО «EVRASCON» свои деньги вкладывает в завершение проекта. Для них это уже вопрос престижа. Строительство из-за проблем с финансированием. Конкурс проводился в 2017 году, они приступили к работе в 2018-м. В 2019-м сыграло роль сразу несколько факторов — резкий рост цен на строительные материалы, закрытие границ. Те деньги, которые были выделены, уже давно не покрывают всех расходов. Недавно начали корректировать. Сейчас строительство идет на средства банка и компании-подрядчика. Такой вариант завершения строительства предложило руководство компании», — сказал заместитель директора Туркестанского областного филиала АО «НК «КазАвтоЖол» Нуржан Беков.
Необходимо уточнить, что до конца этого года тоннель Шакпак баба будет сдан в так называемую «техническую эксплуатацию». То есть в реальности в незавершенном виде с доводкой до ума уже в процессе работы.
 С категорией безопасности тоннеля пока нет определенности. Подрядчики склонны вернуться к первоначальному варианту категории «Е», вместо заложенной в проекте 2017 года «А». Это не слишком отразится на обычном движении автотранспорта. Все системы, обеспечивающие безопасность и эвакуацию в случае аварий в тоннеле, включая вертолетные площадки, в этот вариант заложены. Только особо опасные грузы будут проходить по объезду, через поселок.
С категорией безопасности тоннеля пока нет определенности. Подрядчики склонны вернуться к первоначальному варианту категории «Е», вместо заложенной в проекте 2017 года «А». Это не слишком отразится на обычном движении автотранспорта. Все системы, обеспечивающие безопасность и эвакуацию в случае аварий в тоннеле, включая вертолетные площадки, в этот вариант заложены. Только особо опасные грузы будут проходить по объезду, через поселок.
«Если начали, должны закончить. Срок сдачи тоннеля определили исходя из своих возможностей. К концу года будет открыт проезд в оба направления. Места отдыха, вертолетные площадки, очистные сооружения построим в гарантийный период», — заверил Бабаханов.
Подрядчику важно завершить проект. Качественно и желательно на этот раз в озвученный срок.
Фото автора