Трамвайная тема в городе металлургов не утихает уже давно. Зимой вагоны перестали курсировать, а 150 сотрудников парка фактически остались без работы. Что стоит за 65-летней историей трамвайного депо, что думают горожане о возможном исчезновении этого вида пассажирского транспорта и какая позиция у местных властей, узнавала собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Азиля Джумабекова.
За время своего существования трамвайное сообщение пережило и расцвет, и забвение. В Казахстане самый экологически чистый вид транспорта удалось сохранить лишь в трех городах. И если темиртаусцев не поддержат в их желании сохранить своеобразный бренд города, то трамваи останутся лишь в Усть-Каменогорске и Павлодаре.
Напомним, в январе вагоны не вышли на линию, решение было принято компанией «АрселорМиттал Темиртау», на балансе которой находится депо. Тогда это назвали временной приостановкой. Устаревшие составы, изношенное состояние рельс, нерентабельность — все это стало причиной для начала аудита и возможной передачи трамвайного парка на баланс города. Тогда же прозвучало, что результаты аудита и разработки проекта станут известны весной. Однако трамваи по-прежнему «прячут рога», а линии электропередач начали демонтировать.
«Вместе с членами общественного совета мы активно занимаемся этим вопросом. Это единственный экологически чистый вид транспорта. Для нашего города это особенно актуально, ведь дышать в городе невозможно. Вместо трамваев АМТ по маршруту трамваев поставили автобусы, они еще больше загрязняют атмосферу. Темиртау уже много лет в лидерах самых грязных городов стране. Мы встречались с сотрудниками парка, это люди, которые десятилетиями работали в трамвайном депо, написали петицию на имя главы государства с просьбой сохранить трамваи. Большинство людей поддерживают этот вид транспорта и переживают за судьбу трамвайного парка, подписывают, даже карагандинцы выражают мнение, что трамваи стоит сохранить, ведь это визитная карточка нашего города, у нас, в принципе, ничего примечательного нет. Мы надеемся, что компания АМТ все-таки примет решение и будет проведена модернизация, закуплены новые вагоны. Все, кто работал на комбинате, имели право на бесплатный проезд, сейчас, чтобы повысить рентабельность, готовы оплачивать, лишь бы электротранспорт сохранили», — делится своими переживаниями член общественного совета Темиртау Асель Юсупова.
Комментарии в городских пабликах разделили горожан на два лагеря. Вместе с теми, кто подписался в петиции, есть жители, которые считают, что городу не нужен общественный электротранспорт. Миллиарды тенге, по их мнению, можно направить и на другие, более важные цели.
АО «АрселорМиттал Темиртау» является крупнейшим металлургическим предприятием Казахстана. Со слов рабочих трамвайного парка, после того как компания взяла на баланс депо, значительных вложений в модернизацию со стороны АМТ не было. Поэтому с практической точки зрения все выглядит так: средний возраст подвижного состава — более 30 лет, пути нуждаются в ремонте, пассажиропоток при существующей транспортной схеме в большинстве невысокий и, вообще, поддержание трамвая влетает бюджету промышленного гиганта в копеечку. Акимат Темиртау не остался в стороне от трамвайного вопроса, готов принять, но по понятным причинам не в том состоянии, в котором он находится сейчас.
«Трамвайный парк никогда не был официальным городским пассажирским маршрутом. Это всегда было структурное подразделение комбината. На сегодня есть экспертное техническое заключение о том, что электросети, ж.-д. пути и подвижной состав на 100% изношены и не подлежат эксплуатации. Город готов взять трампарк в коммунальную собственность при условии его полной модернизации и технического оснащения. В настоящее время АО «АрселорМиттал Темиртау» готовит проектное решение по трампарку, после чего переговоры с собственником будут продолжены», — прокомментировала помощник акима по связям с общественностью Гульнур Абдгалиева.
Представители АО «АМТ» заверили, что трудоустроят сотрудников трампарка, при необходимости переучат. Однако такая перспектива не обрадовала рабочих: многие сомневаются, что смогут занять достойные позиции. Стаж большинства — более 15 лет, у некоторых работа в трамвайном парке — единственная запись в трудовой книжке.
«Конечно, мы все хотим, чтобы трампарк сохранили. Для многих из нас это не просто работа, а целая жизнь: за столько лет мы привыкли к своим вагонам. К примеру, я свой называю «принцем»: кроме нашей бригады, он никого не принимает, начинает капризничать. Честно сказать, ни у кого нет опыта в другой сфере, тем более в металлургической. Да, они нас переучат, но возраст большинства — старше 50 лет. Что нам могут предложить? Там, где тяжелый физический труд? Проще говоря, «на лопату», а многие не выдержат такой нагрузки», — поделилась водитель трамвая Ирина Крикунова.
Год назад во время рабочего визита в Павлодар Касым-Жомарт Токаев поручил развивать трамвайную систему как экологический вид транспорта. Президент отметил, что этот вид транспорта нужно сохранить. Как разрешится трамвайный вопрос в Темиртау, выделят ли средства на модернизацию и будет ли выполнено поручение главы государства, покажет время. А пока те, кто за сохранение трампарка, подписывают петицию в надежде, что жителей города металлургов услышат.
Фото предоставлены работниками трамвайного парка