Единственный автовокзал Астаны продали в частные руки за миллиард тенге семь лет назад, вскоре после проведения международной выставки EXPO-2017. Сегодня автовокзал переживает сложные времена: пассажиров немного, а содержание здания обходится примерно в 30 миллионов тенге в год, что делает его эксплуатацию нерентабельной. Какова дальнейшая судьба столичного автовокзала — в репортаже корреспондента ИА «NewTimes.kz» Айгерим Абилмажитовой.
Столичный автовокзал «Сапаржай», построенный в конце 1980-х годов, расположен рядом с железнодорожным вокзалом «Астана» в старой части города.
«Сапаржай» — единственный автовокзал в Астане.
Площадь двухэтажного здания автовокзала составляет 3 162 квадратных метра, а общая территория автовокзального комплекса — 1,1607 гектара.
По данным ТОО «Сапаржай-Астана», комплекс был реконструирован в 2009 году, а капитальный ремонт проведен в 2017 году.
Работают здесь около 29 человек, среди которых инженеры, диспетчеры, медицинские работники для освидетельствования, кассиры, бухгалтеры и транспортные сотрудники.
В ноябре 2017 года стало известно о том, что столичный автовокзал продали за миллиард тенге. Комплекс был выставлен на торги нацкомпанией СПК Astana. Причины передачи важного транспортного инфраструктурного объекта в частные руки ни в продкорпорации, ни в других ведомствах астанчанам не раскрыли. Интересно, что продажа автовокзала состоялась сразу после завершения международной выставки EXPO-2017 в Астане.
Скриншот с сайта e-auction.gosreestr.kz
На момент продажи, согласно данным из открытых источников, автовокзал обслуживал более семидесяти международных, междугородних и внутриобластных маршрутов. Судя по вывеске, расположенной перед автовокзалом, это количество маршрутов сохранялось в течение последующих нескольких лет.
По словам директора «Сапаржай-Астана» Дамира Какокова, ситуация изменилась в период пандемии коронавируса, когда в Астане запретили движение всех междугородных автобусов.
«В середине марта 2017 года ограничения ввел акимат. По этой причине многие частные перевозчики вынуждены были прекратить свою деятельность, и ушли с рынка. Соответственно сократилось количество обслуживаемых маршрутов. А это, в свою очередь, негативно отразилось и на нас, так как мы напрямую зависим от перевозчиков», – отметил директор.
Согласно ответу ТОО «Сапаржай-Астана» на запрос редакции ИА «NewTimes.kz», на данный момент из Астаны доступны только 11 международных, 4 междугородних и один внутриобластной маршруты.
Скриншот ответа на запрос редакции
Многие направления были закрыты частными перевозчиками из-за недостатка пассажирского спроса.
Возможно, поэтому здание автовокзала по большей части пустует.
Директор «Сапаржай-Астана» в беседе с нами отметил, что они находятся в активном поиске арендаторов, пытаясь сдать офисы, островки, торговые площади в здании автовокзала.
Правда, судя по количеству посетителей, спрос на коммерческие квадратные метры, видимо, не слишком высок.
Нет толпы людей, скучившихся у касс.
На перроне мы тоже не заметили значительного количества пассажиров.
Как будто это не автовокзал столицы с населением 1,5 миллиона человек, а компактная автостанция моногорода.
Даже буфет, который обычно изобилует посетителями, выглядит одиноко.
На втором этаже здания изредка можно встретить водителей, остановившихся в местном хостеле.
Платный туалет и отсутствие розеток для зарядки телефона придают автовокзалу еще более удручающую атмосферу.
Согласно данным из ответа на запрос, содержание автовокзала по коммунальным услугам обходится в 30 миллионов тенге в год, что составляет в среднем около 2,5 миллиона тенге в месяц.
По словам директора автовокзала, для привлечения пассажиров им даже приходится публиковать объявления в приложении inDrive (международный сервис пассажирских перевозок, – прим. автора), поскольку в последние годы у частных перевозчиков наблюдается отток пассажиров. Все реже люди выбирают автовокзал для того, чтобы добраться до нужного им пункта назначения.
Возможно, поэтому в конце июля этого года министр транспорта Марат Карабаев на заседании Правительства заявил, что популярность сервиса inDrive на межобластных маршрутах негативно влияет на регулярные автобусные сообщения. Министр тогда предложил ввести ограничения для водителей inDrive и Яндекс, отметив, что это делается ради безопасности пассажиров.
«Есть опыт других стран, когда такие агрегаторы имеют право осуществлять перевозки не более 50 километров. Все остальное должно переходить на регулярные автобусные сообщения. У inDrive не будет возможности заниматься перевозками на расстояния свыше 50 километров», — цитировали министра на Tengri Auto.
Предложение чиновника вызвало шквал критики среди казахстанцев. В результате министр позже отказался от своих слов, заявив, что «это не являлось предложением или проводимой поправкой со стороны министерства». Интересно, задумывался ли министр, озвучивая эту идею, о том, что все автобусные сообщения в стране регулируются по сути такими же частными компаниями, как и сервис inDrive? Частные перевозчики также могут в любой момент ввести свои внутренние правила, установить высокие цены или использовать те же минивэны, ссылаясь на сокращение убытков компании. А безопасность пассажиров должна обеспечиваться качеством автодорог, по которому в нашей стране каждый год возникают вопросы.
Чтобы убедиться в работе частных перевозчиков, достаточно найти в приложении 2ГИС столичный автовокзал и почитать комментарии. Предлагаем ознакомиться с несколькими отзывами.
Тем не менее, агрегаторы такси — не единственная проблема, способствующая сокращению межгородских автобусных маршрутов. По словам директора автовокзала Дамира Какокова, им также приходится бороться с нелегальными автостанциями.
«В городе у нас несколько таких точек. Самая известная — это, конечно, «пятак» на рынке «Шанхай», который существует уже больше 10 лет. При этом никто почему-то не может их убрать. Все знают, что с «Шанхая» отправляются межгородские маршруты, преимущественно на юг Казахстана. Там стоят не один, а десятки автобусов. Они не платят налоги и не проходят медицинское освидетельствование. Мы сами не можем бороться с ними без участия властей. Нам остается только писать официальные письма, что мы и делаем», — ответил Дамир Какоков.
Про нелегальную автостанцию на рынке «Шанхай» говорил еще в 2015 году Адильбек Джаксыбеков, когда был назначен акимом Астаны во второй раз (с октября 2014 по июнь 2016 года, – прим. автора). Он предложил построить на данном участке автовокзал, надеясь решить эту проблемную ситуацию и вытащить нелегальных перевозчиков из тени. К слову, автовокзал там так и не был построен, а автобусы продолжают курсировать. Более того, предприимчивые перевозчики оборудовали транспортные средства спальными местами.
Об опыте поездки на таком автобусе из Астаны в Кызылорду журналист Ренат Ташкинбаев снял видеорепортаж.
Скриншот с видео/канал:Другие места/tashkinbayev
В 2014 году в Астане предлагали построить два новых автовокзала по механизму государственно-частного партнерства (ГЧП). По данным столичного акимата, объекты планировалось возвести на выездных магистралях в направлениях Костаная и Караганды.
«Мы планируем построить на выездных магистралях по направлению городов Костанай и Караганда два автовокзала. По данным проектам земельные участки на сегодняшний день выделены, разработано технико-экономическое обоснование», – сказал заместитель акима города Астаны Канат Султанбеков (занимал должность замакима с октября 2009 года по декабрь 2014 года, – прим. автора).
Но автовокзалов так и нет, как и самого экс-заместителя акима Астаны Каната Султанбекова, который был заочно осужден за коррупционный скандал, связанный с реализацией проекта легкорельсового транспорта в столице.
Что мы имеем в сухом остатке в Астане? Два не построенных обещанных автовокзала и единственный автовокзал, который продали частной компании. Учитывая сокращение автобусных маршрутов из Астаны, надеемся, что этот транспортный инфраструктурный объект в столице не закроется. Хотя, судя по объявлению на OLX о продаже автовокзала, которое уже удалили, вопрос о существовании объекта все же остается открытым.
Скриншот с сайта olx.kz
Подготовила Айгерим Абилмажитова. Фото: Newtimes.kz/Алишер Гумар.