16 марта 2020 года во всех школах Казахстана были объявлены досрочные каникулы, а с 6 апреля ученики по всей стране занимаются дистанционно. Но многие родители недовольны онлайн-образованием. А что думают о нем сами ученики и педагоги? Гражданский журналист ИА «NewTimes.kz» Аурелия Акмуллаева учится в 10 классе и не понаслышке знает, что такое дистанционное обучение в разгар карантина. Она поделилась своими впечатлениями и узнала, как работается в таком режиме другим.
«Уже полтора месяца я не сидела за партой и не слышала школьных звонков… Изменилось все: сейчас у меня более 10 чатов по предметам в мессенджерах, я прохожу онлайн-тесты, скидываю скриншоты учителям, фотографирую свои конспекты. Вот как выглядит теперь мой день:
8.30. Поднимаюсь с постели, слушаю звуки вновь разрывающегося от уведомлений телефона и завтракаю за компьютером. Это уже ежедневный ритуал.
8.45. Слушаю длинные голосовые сообщения от учителя, а у него на фоне мяукает кошка. Приступаю к работе.
9.00. Записываю голосовое о том, что не поняла формулу по математике, но меня перебивает голос за окном. «Обработка подъезда. Не выходите из дома пять часов», — повторяет он раз за разом. Приходится писать текстом.
10.00. Начинается физкультура. Учитель высылает мемы про спорт и много заданий. Ох, бедные мои соседи снизу!
10.30. Урок литературы. Как бы опять не запутаться в романе «Война и мир»…
11.30. На уроке русского мы проходим «толерантность». Эх, если бы мы были в классе, я бы столько всего сказала на эту тему!
13.00. Списываемся с подругами и пытаемся объяснить друг другу то, что не поняли.
14.30. Отправила презентацию по географии и вдруг вспомнила, что забыла убрать ссылки на «Википедию». Упс!
15.00. Наконец, дописав все работы, выключаю компьютер и иду заниматься другими делами.
21.00. Учитель по истории пишет, что я не выслала работу и сейчас получу «два». Опять она не может найти мое письмо на почте среди тысячи других! Бегу к компьютеру и высылаю все заново…»
Такой день сурка сейчас у тысячи школьников по всей стране. В государственной школе у 10-классницы Карины Тайпаховой занятия проходят непринужденно: учителя высылают задания по WhatsApp утром, давая возможность ученикам выполнить их до вечера. Мама Карины понимает, что сложно сейчас всем, и к онлайн-обучению относится спокойно.
«Нам не разрешают делать работы на компьютере и заставляют писать все от руки, из-за этого на выполнение работ уходит много времени», – говорит Карина.
А вот ученица 11-го класса частной школы Анна Гайда проводит за компьютером весь день и занимается на платформе Google Classroom. Здесь школьница видит расписание, получает файлы с заданиями и участвует в онлайн-встречах. По словам Ани, такая система удобнее, чем обучение в WhatsApp.
Обе ученицы говорят, что с переходом в онлайн-формат начали высыпаться и получили возможность распределять свое время самостоятельно. Недавно Аня узнала, что аттестат получит без сдачи выпускных экзаменов, вместо этого результат выведут по текущим оценкам.
Учитель алгебры, физики и геометрии в 7-11 классах Дана Шарипова проводит видеоконференции для учеников.
Дана Аяновна отмечает, что ей приходится сидеть за компьютером с 8.30 до 20.00. Ее ученики по-разному адаптируются к онлайн-обучению. Ответственные ученики учатся еще усерднее, а немотивированные стали относиться к заданиям хуже.
«В некоторых моментах мне стало легче: меньше конфликтов среди детей, я меньше переживаю за их физическую сохранность — раньше они могли упасть, пораниться, а сейчас на мне этой ответственности нет, и от этого, конечно, спокойнее. Тем не менее, я соскучилась и по ребятам, и по коллегам. Удаленная работа и онлайн-режим — это интересный опыт, но я бы не хотела, чтобы это стало нормой для учителей», — говорит педагог.
Юной Ане тоже хочется живых встреч, объятий, разговоров.
«Первое время я очень переживала по этому поводу. Казалось, что сейчас могут нарушиться связи с дорогими людьми, которых нет рядом физически. Казалось, что я не выживу так долго в одном пространстве с семьей. Но позже привыкла. С родственниками уживаемся нормально. С некоторыми друзьями произошло разъединение. Я поняла, что стала более самостоятельной, более цельной, а это хорошо», — подмечает девушка.
И Аня, и Карина, и Дана Аяновна рассматривают онлайн-обучение только как временную меру.
«Учиться так всегда — не вариант», — считают они.
«Карантин не меняет нас, наверное, а скорее, показывает наше истинное отношение к тому, чем мы занимаемся. Для меня это работа, для учеников — их образование», — говорит Дана.
Иллюстративные фото: Pixabay, Unsplash