Дороги, которые мы не выбираем

Дороги — это вены экономики. Чем они лучше, тем здоровее экономика. Хорошие дороги — это фундамент для развития всей страны. Неоспоримость этих принципов уже давным-давно всем известна. Но почему-то не в нашем государстве. Увы, нужно признать, что у нас дороги больны и уже хронически. В то время, когда хорошие дороги уже являются непременным атрибутом даже самых бедных стран мира, в Казахстане до сих пор основная масса дорог в плачевном состоянии. Хотя власти утверждают обратное: на исправление ситуации уже потрачены огромные деньги, пишет автор ИА «NewTimes.kz» Рустем Жансеитов.

Дороги, которые мы не выбираем
Фото: NewTimes.kz

Даже не нужно проводить тщательные экспертизы и обращаться к специалистам. У кого ни спроси, все скажут, что в Казахстане ужасные дороги. Даже те, которые вроде являются образцово-показательными, ремонтируются каждый год и имеют свои постоянные проблемы. Что, впрочем, не мешает им быть платными.

Особенно обострилась эта проблема в последнее время. Причем как по трассам, так и в населенных пунктах. Дороги за последний год стали просто разваливаться прямо на глазах. Практически нигде в стране нет идеальных дорог. Везде трещины, ямы, волны, дырки и борозды. Как и почему мы дошли до такого? Почему дороги так быстро приходят в негодность? Что происходит и почему нет существенного прорыва в этой чувствительной для страны сфере?

Очевидно, что-то у нас идет не так, раз есть такие проблемы с дорогами. И это не одна проблема, а комплекс.

Читайте также: Когда все фиолетово...

Даже простое визуальное наблюдение наводит на мысли о несовершенствах процедур по обслуживанию дорог. Уже стоит теплая погода, вскрываются многочисленные дефекты, сложно ездить, но нет ни одной ремонтной службы и уж тем более дорожно-строительных бригад, которые должны оперативно наводить порядок. Учитывая довольно короткий теплый сезон, особенно в северных областях, такое расточительство времени выглядит нелогичным и глупым. Вероятно, тому причиной неразумные процедуры распределения и оформления денежных средств для проведения дорожных работ. Неужели из года в год повторяющиеся ситуации не позволяют сделать конструктивные выводы? Что сложного в тщательном анализе и изменении ситуации и всей системы к лучшему? Финансирование дорожной инфраструктуры должно быть организовано круглогодично, распределяться таким образом, чтобы при любой необходимости выполнялись оперативные работы и своевременно начинались сезонные работы. Получается, что все действующие ныне процедуры по формированию и распределению бюджетов на дорожное строительство и ремонт должны быть пересмотрены и оптимизированы. А если ничего не меняется, значит, они кого-то устраивают и позволяют разбазаривать огромные деньги каждый год.

Отдельной и самой большой проблемой является низкое качество строящихся дорог. Почти все новые дороги начинают быстро разрушаться, причем некоторые уже на следующий год. Строить качественно практически никто не может. Такое положение дел просто недопустимо. Очевидно, эта ситуация требует тщательного расследования и анализа. Скорее всего, причина такого безобразия кроется в непрозрачных и неправильных механизмах отбора подрядчиков, мутных тендерах, устаревших стандартах и, главное, отсутствии тотального контроля за исполнением работ и длительного постконтроля качества и состояния дорог. Необходимы новые, четкие, лаконичные, понятные, но в то же время жесткие правила в этой сфере. Если у нас до сих пор не умеют хорошо строить дороги, значит, имеет смысл привлечь лучшие зарубежные компании. Возможно, выйдет дороже, но для дорог главное — качество и долговечность. Если они смогут обеспечить это в наших климатических условиях, то такие плюсы перевесят все затраты. К тому же не стоит забывать о том, что хорошие дороги — это безопасность людей, спасенные жизни и судьбы.

Дороги в населенных пунктах — это отдельная «печальная песня». Даже в столице с ее огромным бюджетом они в ужасном состоянии. В региональных центрах — убитые проспекты. Что уж говорить о селах и поселках, там чаще всего одно направление и месиво из грязи и пыли. И почему-то власть такая ситуация не волнует. Потому что из года в год ничего не меняется. Значит, нужно срочно принимать меры. Одним из выходов из ситуации представляется создание единого оператора по строительству и обслуживанию дорог, как магистральных, так и в населенных пунктах. Пусть будет один ответственный за все, чем у семи нянек дитя без глазу. Распыление ответственности, мутность принципов отбора подрядчиков, отсутствие опыта работы и многое другое нуждаются в срочном искоренении.

В настоящее время наблюдается упорное желание властей снять с себя всю ответственность за дороги, особенно магистральные. В ближайшие годы почти все более-менее нормальные дороги в стране станут платными. Не стоит, наверное, напоминать, что такое положение вещей является недопустимым. Во всех цивилизованных странах имеются прежде всего государственные бесплатные дороги, а потом платные. Всегда должна быть свобода выбора, альтернатива, которой, увы, в Казахстане нет. Как видно, проблем в автодорожной сфере — непочатый край, но пора все менять. И не только для экономики, без нормальных дорог и сопутствующей инфраструктуры не стоит надеяться на большой приток туристов. Пришло время, наконец делать дороги нового уровня — высококачественные, супернадежные, долговременные и безопасные. 

Все материалы Рустема Жансеитова читайте здесь. 

В статье:
Loading...
Томирис Жусупбекова -  понедельник, 10 мая в 10:44
Ни к селу ни к городу
Жанар Муканова -  вторник, 4 мая в 11:53
Бессвязная связь, или Кто виноват?
Жанар Муканова -  понедельник, 26 апреля в 05:19
Образы будущего в мечтах казахстанцев
Жанар Муканова -  пятница, 23 апреля в 02:00
Подсудимые по делу об «Астана LRT» выступили с последним словом

11 мая, вторник