пятница, 29 марта 2024 г.
icon
448.15
icon
483.46
icon
4.86
Алматы:
icon
8oC
Астана:
icon
2oC
1xadv
×

Большая игра талибов

США покидают Афганистан, как это сделал СССР в далеком 1989 году. При этом официальный представитель Госдепартамента США заявил, что «США выполнили свою миссию успешно… и предполагали молниеносное наступление талибов». Сразу после этого исламистское движение «Талибан» (признано террористическим и запрещено в Казахстане — прим. ред.) захватило власть в стране, а президент Афганистана бежал из страны в неизвестном направлении. 

Фото: ЕРА
Фото: ЕРА

Талибы уже правили Афганистаном с 1996 по 2001 год, однако после терактов 11 сентября 2001 года США и их союзники свергли режим талибов на долгие двадцать лет. 
Конечно, подобная новость стало настоящим шоком для всего мира, страны начали осуществлять экстренную эвакуацию своих граждан из Афганистана с помощью военных.

Талибы обещали не трогать иностранных граждан, дав им возможность беспрепятственно покинуть страну. Казахстан сделал официальное заявление, что наших граждан в Афганистане нет, остались лишь посол и небольшая часть дипломатического персонала. Но давайте рассмотрим, какие последствия могут ожидать Казахстан и Центральную Азию с приходом талибов во власть в Афганистане и могли ли мы заблаговременно быть готовыми к подобному сценарию.

Первое, на что стоит обратить внимание, это заявление талибов на встрече с руководством российского МИД в Москве о том, что они не планируют трогать страны Центральной Азии, а сосредоточатся на внутренних вопросах. Стоит понимать, что военного вторжения моджахедов в приграничные страны не ожидается, однако гораздо важнее постепенное проникновение их идеологии.

Казахстан является де-факто мусульманской страной, у нас высокий процент верующих, в том числе вернувшихся из Сирии. Также из года в год падающий уровень жизни наряду с высоким уровнем коррупции лишь создает благодатную почву для распространения деструктивных религиозных течений в нашей стране. Власть талибов в Афганистане — это своего рода бомба замедленного действия в странах Центральной Азии, в том числе в Казахстане.

Второе — это официальная позиция Казахстана по признанию легитимности Талибана. Пока Казахстан де-юре не признал талибских лидеров новым руководством страны, а также не делал заявлений о готовности принять афганских беженцев. Мы выбрали выжидательную тактику, что в данном случае вполне уместно. Но талибы тоже анализируют ситуацию и вряд ли им нравится наша медлительная осторожность. Также стоит напомнить, что в 1920–1932 гг. многие казахи, спасаясь от зверств коммунистов, бежали в Афганистан. Возможно, настало время проявить братскую солидарность и помочь им вернуться на историческую родину.  

Главная надежда Центральной Азии в этой ситуации — Россия, которая сейчас придерживается нейтралитета, хотя талибы создают серьезную угрозу ее южным рубежам.

Это наводит на мысль, что Россия ждет уступок со стороны ряда центральноазиатских государств, например, в вопросе размещения российских военных баз либо усиления статуса русского языка.

Кроме того, известный российский политик В. Жириновский незадолго перед наступлением талибов предрекал большую войну в Центральной Азии и рекомендовал русским спешно покинуть регион. Может, он что-то знал, чего не знали мы, или перед нами новый Эдгар Кейси? 

И, наконец, последний вопрос, который стоит на повестке дня: признает ли «Талибан» Крым российским? От их ответа зависит внутриполитическая ситуация и стабильность в Центральной Азии.  

Конечно, Казахстан может продолжать сохранять нейтралитет по отношению к «Талибану» и публично не высказывать свою позицию, ограничиваясь официальными дежурными фразами. Но сейчас наступила новая реальность, в которой нужно делать ход конем.

Так почему бы не попробовать провести в Нур-Султане переговорный процесс между талибами и заинтересованными странами по примеру Сирийского процесса? Возможно, это позволит всему миру понять, что с талибами можно договариваться в том числе дипломатическими путями. 

Вне зависимости от того, как обернется ситуация в Центральной Азии после прихода талибов во власть, хочется надеяться, что Казахстана она коснется меньше всего или не коснется вовсе. 

Марат Есимсеитов

Что думаете об этом?
Нравится 3
Мне все равно 1
Забавно 0
Сочувствую 1
Возмутительно 1