вторник, 19 марта 2024 г.
icon
449.3
icon
489.69
icon
4.89
Алматы:
icon
16oC
Астана:
icon
1oC
1xadv
×

«Курс будет 500+»: Кому выгодны слухи о скачке доллара

С очередными скачками курса национальной валюты в Казахстане вновь появились очередные слухи о дальнейшем значительном обесценении тенге сразу после Нового года. Разговоры о 500 тенге за доллар повышают определенную нервозность среди жителей страны. Корреспондент ИА «NewTimes.kz» предлагает читателям обзор, где экономисты и эксперты отвечают на вопросы, с чем связаны эти слухи, что случится с нацвалютой в следующем году и какие факторы будут на него влиять.

Фото: kapital.kz
Фото: kapital.kz

Поводов для укрепления тенге нет, но и для ослабления тоже

Арман Бейсембаев, финансовый аналитик 

— Я могу сказать, что такие слухи возникают на регулярной основе. Это наш национальный спорт: «Предскажи, когда обесценится валюта».

Так было в 2018 году, когда говорили, что с 3 января, как только откроются рынки, доллар будет по 500 тенге. Так было в 2019 году, уже прошли все события, связанные с выборами и транзитом власти, и тоже были слухи, что национальная валюта будет обесцениваться. На самом деле и в большинстве случаев это слухи не подтверждаются. Достаточно постоянно говорить про обесценение — и когда-нибудь это случится.

В общем и целом я могу сказать, что у любого обесценения и волны девальвации, если это так можно назвать, есть свои триггеры и конкретные причины. Они обычно назревают очень длительный период, то есть до того, как это случится. Никто не знает, когда именно, но все предполагают и понимают, что вот-вот должно случиться, и для этого есть причины.

Одна из самых необъяснимых девальваций была 11 февраля 2014 года, потому что ее вообще никто не ожидал. Потом, естественно, посмотрели, покопались, нашли причины, почему это случилось, и эксперты сказали: «Ах, вот оно что». В 2015 году, где-то за три-четыре месяца до того, как случилась девальвация, поднимались разговоры. Приводились различные аргументы, почему она должна случиться и зачем она вообще нужна. Всегда есть конкретные причины, факторы и триггеры, которые запускают процесс обесценения, и они, как правило, в большей или меньшей степени всегда известны заранее. С точностью до дня такие вещи назвать никто не может, но какие-то предпосылки обычно имеются, как правило, задолго до самого события.

Внутренние экономические процессы влияют на курс тенге несколько слабее внешних в силу слабой развитости финансового рынка. Разве что из макроэкономических параметров у нас есть два основных фактора, которые обусловливают то, каким будет курс.

Во-первых, это внешнеторговый платежный баланс, то есть импорт минус экспорт, который у нас отрицательный, что обусловливает достаточную слабость нашей нацвалюты. Во-вторых, это бюджет, в котором на 2022 год заложен курс 425 тенге за доллар, то есть здесь можно сказать, что крепче курс точно не будет. Это говорит о том, что укрепления тенге в следующем году ожидать точно не стоит, но это не значит, что тенге будет слабеть.

На руку для укрепления курса будут играть внешние факторы, к примеру, достаточно высокая стоимость нефти. По всей видимости, она продолжит расти весь следующий год, и есть высокие шансы, что к концу года она может достигнуть 100 долларов за баррель.

Но поскольку у нас есть внутренние факторы, которые играют на ослабление или, по крайней мере, не на укрепление тенге, получается давление с обеих сторон — и снизу, и сверху. Они по своему влиянию примерно одинаковые. При прочих равных условиях в 2022 году, если у нас текущий баланс сил сохранится в том виде, который есть сейчас, то мы увидим тенге в тех же коридорах. Верхняя планка — 430-435 тенге за доллар, а нижняя — 420-425.

На самом деле можно привести массу негативных событий, очередной экономический «черный лебедь» может прилететь откуда угодно. К примеру, возникнет большой глобальный кризис по аналогии с 2008-2009 годами. Он вполне возможен, и исключать такую вероятность я бы точно не стал. Сейчас все наблюдают за китайским Evergrande, который находится на грани банкротства. И всем интересно, что и как может произойти. Есть вероятность, что этот кризис может прилететь со стороны Китая, который быстро перекинется на финансовую систему развитых стран — Европы и США, а потом обвалятся фондовые рынки или наоборот, но в любом случае может начаться полноценный финансовый кризис. И эта ситуация повлияет на нефть и все сырьевые валюты, в том числе и на тенге, который может провалиться при таких условиях. Это может случиться, а может и не произойти, но это тоже нельзя сбрасывать со счетов.

Слухи о росте курса доллара сейчас нужны экспортерам

Расул Рысмамбетов, финансовый консультант

— Слухи о росте курса доллара нужны экспортерам, потому что они сейчас сливают валютную выручку и платят налоги. И чем выше будет курс, тем выгоднее и прибыльнее продавать доллары.

Тенге то слабеет, то укрепляется, но если мы возьмем в горизонте 10 лет, то увидим, как он ослаб. В первую очередь причина в слабости экономики, которая и отражается в тенге. Но говорить о каком-то значительном падении завтра, я думаю, преждевременно.

В 2022 году на курс тенге будет влиять наша экономика, сможем ли мы производить достаточно нефти, из внешних факторов — сколько она будет стоить. Еще в следующем году ФРС (федеральная резервная система США — прим. автора) поднимет ставки, а наша экономика не будет к этому готова, то это отразится на курсе, потому что доллар укрепится ко многим крупным мировым валютам. Я считаю, честно говоря, что все будет зависеть от экономического курса правительства и от того, сможет ли оно предложить какие-то меры, в которое поверит население и производство.

Поэтому коридор курса невозможно предсказать. Но можно сказать, что бы ни происходило с тенге — укрепление или ослабление, это будет постепенно, и мы все это увидим.

Во-первых, если эти деньги есть, потому что сейчас мы знаем, что люди потратили часть своих накоплений, пенсионные и депозиты тратили на квартиры. Я считаю, что необходимо какой-то запас хранить все-таки в тенге на депозитах с высокой ставкой и сделать портфель из минимум двух валют — тенге-доллар. Может быть еще евро.                         

Курс будет 500+, и это совершенно точно понятно, вопрос только — когда

Айдархан Кусаинов, экономист

— С точки зрения экономических условий, это вопрос не слухов. Под этим есть вполне четкое экономическое обоснование, которое связано с тем, что на 40% предложение валюты формируется трансфертами из Нацфонда.

На следующий год эти трансферты планируется производить практически в два раза меньше, чем было в 2020-2021 годах, то есть, соответственно, валюты будет меньше и курс будет расти.

Я думаю, что курс в 2022 году будет 500+ либо у нас будут наращивать трансферт из Нацфонда, но судя по тому, что в парламенте говорят, что этого делать нельзя, Нацфонд подходит к неснижаемому остатку 30% от ВВП. Если трансфер увеличить не получается, хотя будут пытаться это сделать, начнется давление на резервы и в конце концов повторится ситуация 2015 года. И в который раз, я уже сбился со счета, тенге отпустят в свободное плавание, и тогда он станет 500+.

Либо второй вариант: увеличат трансферт из Нацфонда, но будет давление, потому что начнется рост импорта и недоверие к тенге, и ситуация, может быть, отложится до осени. Снова мы придем к тому же самому, но чуть позже. Вопрос только в готовности и решимости Нацбанка, сколько он готов сжечь и положить на алтарь, поэтому курс будет 500+. Это фундаментально и совершенно точно понятно, но вопрос только — когда.

В принципе, у Нацбанка есть возможности не дать этому произойти. И дальше все будет зависеть от позиции Нацбанка. Когда-то господин Келимбетов (занимал пост главы Нацбанка в 2013-2015 годах, сейчас председатель агентства по стратегическому планированию и реформам РК — прим. автора) целый год удерживал курс на 180 тенге за доллар. Понятно, что если будут искусственные рычаги влияния, может, курс и не упадет, но все это только оттягивание ситуации.

Все истории о том, что курс тенге зависит от каких-то рыночных вещей, — это все глупости. Другие валюты зависят от курса доллара, потому что много иностранных игроков, которые действительно, видя, что падает цена на нефть и газ, начинают продавать те же российские ценные бумаги и избавляться от рублей. Но у нас не так много иностранных инвесторов, и я еще раз повторю: почти 50% — это трансферты из Нацфонда плюс продажи квазигоскомпаний, то есть это государственные продажи валюты. И поэтому от цены на нефть тенге зависит очень опосредовано и примерно.

К тому же на бирже в Казахстане действует валютный комитет. И все знают, какой будет объем торгов. Этот механизм ввел Нацбанк в 2019 году, поэтому спекуляций на финансовом рынке нет, их запретили.

Здесь есть только два варианта: либо Нацбанк продолжит пытаться это все регулировать и удерживать курс, заливая деньги, или другими способами, запрещая спекуляции, уменьшая объемы наличной валюты в обменных пунктах. Поэтому с точки зрения экономики, рыночных факторов и базовых вещей, тенге должен ослабнуть, а Нацбанк пытается делать это все ручным управлением. Вопрос только в том, насколько его хватит, и все.

Чем реже слабеет тенге, тем чаще у нас возникают слухи

Андрей Чеботарев, аналитик международной инвестиционной компании Exante в Казахстане

— Такие слухи возникают регулярно: чем реже слабеет тенге, тем чаще у нас возникают слухи.

Напомню, что в последний раз такие слухи очень сильно распространялись некоторыми экономистами после президентских выборов летом 2019 года, которые теперь не хотят за эти слухи извиняться. Еще говорили, что обязательно в августе этого года что-то произойдет, потому что прошло уже шесть лет и вот оно, должно случиться.

Но никаких предпосылок для реализации таких слухов на самом деле нет. Более того, сегодня (25 ноября — прим. автора) вышел прогноз ЕАБР о грядущем курсе, где, к сожалению, прогнозируют ослабление на фоне нашей недезинфицированной экономики, но это ослабление не более 2%, то есть средний курс — 434 тенге за доллар в следующем году и 443 тенге — в 2023 году. Никакого панического ослабления до 600-700 тенге за доллар не предвидится, тем более для этого нет никаких предпосылок.

Мир достаточно сильно изменился, изменился и наш регулятор, который живет в этот раз более открыто. Он каждый месяц отчитывается обо всех своих интервенциях, тратах и конвертациях. Курс тенге реально свободный, реально определяется каждый день на бирже, и девальвация вообще при таком курсе невозможна. Единственное, какое возможно, этому доказательство — в марте прошлого года одномоментное падение важных рынков, в частности, нефти, из-за которой мы тоже значительно упали. Такое, да, возможно, если весь рынок упадет, то и мы упадем тоже.

К сожалению, здесь от нас мало что зависит, потому что мы макроэкономически слабая валюта, этого никто не скрывает, об этом говорила и администрация президента. Это значит, что наша валюта отражает нашу экономику — это экспорт сырья, что на самом деле достаточно плохо для нас и несет риски, которые скрыты в стоимости сырья, от которого мы зависим. Поэтому ожидание 500-550 за доллар — это снова какие-то панические атаки, я считаю это какая-то фантомная боль, но реальных предпосылок нет. Опять же все может рухнуть очень резко, и в этом случае, конечно, мы получим не очень приятный курс. Но ЕАБР не видит такой реализации сценария.

На тенге влияют четыре основных фактора: цены на нефть, которую мы продаем, курс российского рубля, потому что Россия — наш основной торговый партнер, внутриэкономические факторы — спрос валюты на внутреннем рынке и то, что мы импортозависимая страна, а также стоимость самого доллара. Как ни странно, у него есть своя стоимость, и считается она «индексом доллара» — это отношение доллара к валютам развивающихся и развитых стран. Доллар продолжит дорожать в следующем году, потому что его стоимость будет расти, если ничего не изменится, так как рынки ждут падения, а во время падения доллар всегда растет, поскольку является универсальным защитным активом.

За тенге будет цена на нефть, против — наши макроэкономические показатели, которые, к сожалению, далеки от идеального. Мы слабая экономика в плане импортозависимости. Коридоры и прогнозы я не озвучиваю, потому что уже сказал про прогноз ЕАБР.      

Это интересный вопрос, потому что на него нет универсального ответа. Смотря для чего, всегда есть цель: если вы сейчас хотите перевести все свои деньги в доллары в надежде, что он вырастет, то это плохой сценарий. Я знаю очень много людей, которые в марте 2020 года покупали доллары по 460 тенге и даже по 480 тенге, думая, что вот-вот он будет по 500 тенге, но даже официально он не достиг планки 450 тенге.

Если у вас есть свободные деньги, которые вы хотите куда-то инвестировать, советую это делать не просто в валюту, а в валютные активы и инструменты, то есть покупать акции, ETF или что-нибудь еще. Если это сложно, советую свободные деньги, которые не понадобятся вам в ближайшее время, хранить в корзине валют. Не надо покупать только доллары, есть прекрасное евро, которое сейчас дешевеет, но будет хеджировать валютную корзину.

К тому же не надо забывать, что на самом деле тенговая доходность сейчас достаточно высока — депозиты размещаются под 13-14% годовых. Даже с учетом ослабления тенге за последний год его доходность была выше, чем у депозитов в долларах. Каждый должен думать сам и исходить из своих трат и ситуаций.

Что думаете об этом?
Нравится 7
Мне все равно 2
Забавно 14
Сочувствую 2
Возмутительно 5