Известный персонаж в кинематографии — Индиана Джонс показал, насколько увлекательной может быть жизнь археолога. Постоянные погони, перестрелки, преодоление препятствий, и все это ради поиска ценных артефактов. Но на самом деле будни археологов проходят немного иначе. О том, в чем именно состоит задача археолога и кому стоит идти в профессию, — в материале собственного корреспондента ИА «NewTimes.kz» Данияра Садвакасова.
По мнению директора центра по охране и использованию историко-культурного наследия Акмолинской области Жасулана Укеева, каждая находка археолога считается бесценной для истории. На сегодня в государственном списке памятников истории и культуры местного значения насчитывается 1036 объектов, куда входят курганы, поселения области. Есть и другой список — республиканского значения. В нем насчитывается пять памятников истории и культуры, где три — градостроительства и архитектуры, два — сооружения монументального искусства.
Все они представляют особую ценность для страны, ведь исторические памятники являются свидетелями различных эпох, которые поведают будущим поколениям о своей истории.
До назначения на должность директора центра Жасулан Укеев в разные года работал в Карагандинском областном краеведческом музее, центре по охране и использованию историко-культурного наследия Акмолинской области, университетах и колледжах Кокшетау и Караганды, Акмолинском областном историко-краеведческом музее.
«Сферы моей трудовой деятельности, так или иначе, были связаны с археологией. На прежнем месте работы в качестве начальника отдела всеобщей истории и археологии в Акмолинском областном историко-краеведческом музее мы проводили археологические раскопки, организовывали тематические экскурсии по каменному и железному веку, бронзовому периоду для школьников, учащихся и студентов», — говорит археолог.
Будучи студентом Карагандинского государственного университета им. академика Е.А. Букетова, Жасулан Укеев часто выезжал на археологическую практику. Она была обязательной для студентов-историков. Именно тогда он полюбил археологию.
«Первая моя экспедиция была в 2001–2002 годах на массивные горные группы Кент в Каркаралинском государственном национальном парке. Потом, по окончании университета, когда устроился в областной краеведческий музей Караганды, тоже выезжал на археологические раскопки. Работая в центре по охране историко-культурного наследия Акмолинской области в качестве ведущего специалиста, три года подряд участвовал в охранно-спасательных работах в Зерендинском районе, в урочище Кошкарбай, близ села Кеноткель. Тогда я познакомился с Виктором Зайбертом — доктором исторических наук, профессором археологии, подарившим миру ботайскую культуру Северного Казахстана. Когда мы исследовали объекты бронзового века 17-15 веков до н. э., он был нашим научным руководителем», — рассказывает директор центра.
Читайте также: Немецкий сын казахского народа
Жасулан Укеев считает, что основной задачей археолога является сохранение, изучение, популяризация и мониторинг исторических объектов. К тому же в работе археолога важна каждая деталь.
«Мы не просто копаем кто где хочет. В нашей работе есть определенные методики. Например, убрать первый слой, то есть дерн — траву. Потом зафиксировать, зарисовать контуры конструкции памятника и постепенно переходить ко второму слою земли и тоже все фиксировать на технику фото- и видеоматериалы, пока не дойдем до могильной ямы. Тут ищем аналогии по артефактам. Все отчеты и зарисовки нужны для дальнейшей исследовательской работы, чтобы остальные коллеги могли опираться на наши археологические отчеты», — добавил он.
Также археолог подчеркнул, что раскопки должны проходить в составе научного руководителя с магистерской или докторской степенью, научных сотрудников. Подключаются также студенты, проходящие практику, участвуют наемные рабочие, которые копают могильник или поселение. Последним не нужно образование. В своей работе археологи используют кисточки, компас, метровки, нивелир для оптической системы считывания и теодолит, который используют для определения превышений между пунктами по горизонтали, ну и лопаты.
Под открытым небом, кропотливо разгадывая загадки и тайны прошлого на глубине земли, археологи работают не спеша и неторопливо, тщательно исследуя каждый метр. Такая экспедиция может занять от двух дней до двух месяцев.
«Каждая наша экспедиция финансируется за счет областных бюджетных средств. Если задерживаемся, то организовываем палатки, устанавливаем полевую кухню для участников. При находке артефактов производится камеральная обработка, то есть на месте собираем керамические сосуды бронзового века, к примеру. Но если воссоздать его не удается, то в найденном виде его везут в музей», — продолжает археолог.
Для привлечения интереса молодежи к археологическим исследованиям, воспитания чувства патриотизма и уважения к объектам истории и культуры центр по охране и использованию историко-культурного наследия Акмолинской области совместно со школами, вузами и колледжами области проводит акции, круглые столы, семинары.
«Мы активно сотрудничаем с археологическим клубом «Алаш» при школе-гимназии им. Малика Габдуллина в селе Зеренда Зерендинского района, клубом «Номад» при общеобразовательной школы села Запорожье Жаксынского района. С ними в 2021 году выезжали на археологическое исследование в поселение ботайской культуры, расположенное в трех километрах от Красного Яра. Также с нами постоянно преподаватели и студенты КГУ им. Ш. Валиханова, Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова», — делится Жасулан Укеев.
Напоследок он с сожалением отметил, что не все хотят заниматься археологией профессионально. Для многих преподавателей история — это малооплачиваемая сфера, а выпускникам она не нравится тем, что профессия не терпит суеты. Директор центра говорит, что нужны годы исследований для достижения успеха в изучаемой теме. Но благодаря археологическим клубам при школах археологи постепенно вовлекают молодежь в удивительный мир истории прошлых эпох.
Фото предоставлены Акмолинским областным историко-краеведческим музеем и центром по охране и использованию историко-культурного наследия