пятница, 22 ноября 2024 г.
icon
494.87
icon
520.65
icon
4.91
Алматы:
icon
0oC
Астана:
icon
-5oC
×

Дожить бы до пенсии: Казахстанки «упахиваются» по дому, по-прежнему зарабатывая меньше мужчин

Сколько времени наши женщины тратят на домашнее хозяйство и почему зарабатывают меньше мужчин? В этом разбиралась собственный корреспондент ИА «NewTimes.kz» Нелли Адаменко во время презентации социсследования «Карты гендерных нужд: влияние региона, этничности, класса», которую представил институт равных прав и равных возможностей Казахстана.

Фото ИА «NewTimes.kz»
Фото ИА «NewTimes.kz»

Проект организации, стартовавший в марте этого года, рассчитан на три года. На данном этапе проведены промежуточные исследования в Атырауской, Алматинской, Павлодарской и Карагандинской областях. В целом же ими планируется охватить все регионы Казахстана.

Соцопрос выявил, что 44% казахстанских женщин ежедневно тратит на домашнюю работу более шести часов. При этом они согласны на бесплатный труд в 3-4 часа. Представители же сильного пола на неоплачиваемую работу отводят лишь 1 час 15 минут, то есть в четыре раза меньше времени.

К слову, проблема вынужденного домашнего «рабства» присуща не только Казахстану. По данным международной организации труда, во всем мире женщины тратят на неоплачиваемый труд втрое больше времени, чем мужчины.

Но женщины ущемляются в своих правах не только дома. В стране по-прежнему существуют разнообразные формы гендерного неравенства. Чаще всего оно проявляется в политике и госуправлении, экономике и доступе к социальной защите.

С одной стороны, по мнению экспертов, Казахстан демонстрирует приверженность к продвижению гендерного равенства и тесно взаимодействует с мировым сообществом, подписав ряд международных документов и законов. В то же время у казахстанских женщин и мужчин существуют ограничения и препятствия при доступе к образованию, медицине, социальным услугам, транспорту и другим ресурсам.

В рейтинге гендерного разрыва Всемирного экономического форума Казахстан опустился на 17 позиций по сравнению с 2014 годом и по итогам 2018 года среди 149 стран мира занял 60-е место. Улучшение наблюдается лишь по показателям «Экономическое участие и возможности женщин» и «Уровень образования». При этом положение по показателю «Политическое продвижение» заметно ухудшилось.

Сегодня в парламенте РК представлены 34 женщины, или порядка 22% от общего числа депутатов. С одной стороны, радует, что по сравнению с предыдущим созывом 2011 года число представительниц прекрасного пола увеличилось почти в два раза. Однако на уровне местных представительных органов в Казахстане доля женщин составляет 22%. Только в нескольких областях (Костанайская, Павлодарская, Северо-Казахстанская, Акмолинская, Восточно-Казахстанская) достигнут 30%-ный порог представленности. Кроме того, доля женщин среди политических государственных служащих также остается небольшой. На начало 2019 года доля женщин среди политических государственных служащих составляет 11,7%. Женщин, занимающих руководящие должности на государственной службе, — 39,8%.

Одной из важнейших проблем женского труда в Казахстане остается цена женской рабочей силы. Размер средней заработной платы работающих женщин ежегодно увеличивается, однако разрыв в средней заработной плате мужчин и женщин остается на уровне 35%. В настоящее время все еще сохраняется значительная отраслевая дифференциация заработной платы.

«Розовые воротнички» лидируют

Большинство женщин в нашей стране работают так называемыми «розовыми воротничками», то есть заняты в сфере образования, сервиса и медицины, которые считаются низкооплачиваемыми сферами.

В целом по стране самая высокая зарплата — в промышленности и строительстве, затем идет сфера услуг. А вот труд в сельском хозяйстве в нашей стране считается самым низкооплачиваемым. Как и в предыдущие годы, высокий уровень заработной платы сохранился в отраслях с преимущественно мужской занятостью — превышение в 1,44 раза по сравнению со средним уровнем средней заработной платы, строительство (превышение в 1,33 раза).

По статистическим данным, в 2018 году в среднем заработная плата мужчин, работающих на должности руководителей всех уровней организаций, составляла 608,5 тыс тенге, переводчика — 300,5 тыс тенге, экономиста — 295,2 тыс тенге. Это в 1,4–2,1 раза выше, чем средняя заработная плата женщин аналогичных должностей и профессий. Женщины, которые заняты в домашнем хозяйстве, к примеру, уходом за детьми или престарелыми членами семьи, классифицируются как безработные, хотя вносят вклад в домашнее хозяйство, который помогает супругам или другим членам семьи быть экономически активным.

Сегодня, по мнению члена национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при президенте РК, эксперта проекта Азизы Шужеевой, Казахстану нужна четкая и понятная концепция демографической политики.

«Сейчас у нас переполнены школы, детские сады, не хватает социальной инфраструктуры. Все это также влияет на занятость женщин и является большой нагрузкой на семьи, — считает эксперт. — Это последствие того, что последние годы мы не проводили системную демографическую политику. Сегодня в Казахстане, по сути, нет госоргана, отвечающего за демографическую политику. Действует лишь национальная комиссия, которая, как известно, выполняет роль консультационно-совещательного органа. Мы воспринимаем гендерную политику как некий социальный феномен, некое социальное направление развития общества. В то время как все передовые страны мира уже давно пришли к пониманию того, что гендерная политика — инструмент рыночной экономики. Также нам нужен национальный план по вовлечению женщин в продуктивную занятость. У нас большой пласт самозанятых граждан. И здесь нет повода для гордости. Эти люди находятся в полутеневом секторе экономики и практически не обладают никакими социальными гарантиями. И это самая неустойчивая часть нашего общества, которая подвержена всем кризисам».

Дожить бы до пенсии

Во время встречи не был обойден и такой злободневный вопрос, как выход женщин на пенсию в 58 лет.

«Я участвую и взаимодействую с движением «Женщины за снижение пенсионного возраста», — рассказала Шужеева. — Когда в Казахстане внедрялась пенсионная реформа и от солидарной пенсионной системы мы переходили к накопительной, анализировали демографические тренды, в расчет было взято то, что продолжительность жизни женщин увеличивается. И для того чтобы продлить ее социально-экономическую активность, был продлен ее возраст выхода на пенсию. Но прошло 10 лет, и ситуация изменилась. После пандемии мы видим, что продолжительность жизни женщин стала снижаться. Если раньше она составляла 77 лет, то сейчас 74 года. Последние несколько лет качество жизни и мужчин, и женщин снизилось в разы и в связи с ухудшением экологии. Мы должны признать, что накопительная система при существующей экономической ситуации не позволяет среднестатистическому человеку накопить достаточное количество средств самостоятельно для выхода на пенсию. Поэтому нужно вводить базовый гарантированный размер пенсии. Также женщине надо дать право выбора. Установить выход на пенсию в 58 лет. Если дальше женщина желает и может работать, дать ей такую возможность».

По словам эксперта, сегодня сократился разрыв продолжительности жизни мужчин и женщин. Если раньше он составлял 11 лет, то сейчас 8, но это произошло за счет сокращения жизни женщин. Поэтому требуется пересмотреть и пенсионный возраст мужчин. При средней продолжительности 63 года представители сильного пола практически и не доживают до пенсии. Кроме того, в стране очень много льготных категорий, которые выходят на пенсию раньше времени. Это представители правоохранительных органов, военнослужащие. Но у нас сейчас же нет военных действий. Поэтому потребуется полная пенсионная реформа в целом, а не какие-то полумеры.

Свои исследования и рекомендации организаторы и участники проекта планируют передать в соответствующие министерства и правительство РК.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 1
Сочувствую 0
Возмутительно 8