Казахские породы собак на протяжении 10 лет возрождает акмолинец

Житель Кокшетау Берик Жумагулов себя заводчиком не называет, хотя занимается разведением собак давно, и тобет, бесспорно, занимает в его сердце особое место. Он признается: дело это хлопотное, затратное, но для него — истинная отрада для души. О своей привязанности к этим четвероногим он рассказал собственному корреспонденту ИА «NewTimes.kz» Аэлите Таевой.

Фото автора

Его любовь к собакам — родом из деревенского детства. Почти у каждого мальчишки в ауле был свой верный пес, а уж растить во дворе нового щенка считалось настоящим пацанским занятием. С возрастом увлечение не только не пропало, но и приобрело другое качество.

«По молодости сильно не вникал, какая там собака на цепи сидит – беспородная или с родословной. Потом переехал в Кокшетау и познакомился с акмолинским собаководом Оралбеком Кайсановым, его знают не только в нашем регионе — сегодня он руководит республиканской федерацией «Тазы, тобет, борибасар». Он меня и заразил этим: об исконно казахских древних породах, которых разводят несколько тысяч лет, сейчас много литературы — они сопровождали еще древних кочевников. Тобет, или казахский волкодав, помогал пасти скот, беречь его от хищника, а тазы был первым помощником на охоте. Я решил внести свой маленький вклад в возрождение и сохранение этих собак как наследия наших предков. Как только в частный дом переехал, сразу взял нескольких», — рассказывает он.

Количество собак в вольере собственного производства все время меняется. Своих питомцев иногда дарит и продает, только если уверен, что попадут они в хорошие руки — добрые, надежные. Нередко хороших псов этой породы ищут южные фермеры-животноводы — стадо стеречь, там без них не обходятся.

В хозяйском дворе дружелюбно встречает четырехмесячный Кокшал — большой, совсем не похожий на малыша, он дружелюбно размахивает хвостом.

«Только с виду они грозны. Редко на привязи держу, здесь главное —воспитание. Но тобеты от природы не агрессивны, тем более рядом с хозяином. Я недавно потерял своего знаменитого Аламана: он сильно заболел, не смогли его вылечить. Любимец мой был, племенной пес, умный. Это и на тестовых испытаниях эксперты подтвердили по типичным признакам породы, психотипу, экстерьеру. Разделяю мнение о том, что тобет — собака с врожденным интеллектом. Именно поэтому из них не получается воспитать служебных собак, поскольку требуется беспрекословное подчинение. Я не специалист, но глаз уже наметанный, могу отличить чистопородную собаку от смешанной», — делится собаковод-любитель.

Кстати, на таких собачьих соревнованиях знатоки учитывают все: анатомию — настоящий тобет имеет массивную грудь и мощные лапы, окрас и даже оттенки цвета. Характерные: черный, бурый, серый, изредка рыжий окрас с белым подпалом. А еще густой подшерсток позволяет тобету приспосабливаться к разным климатическим условиям — от суровой зимы до знойного лета.

«Острый интерес к тобету в начале 2000-х пробудили собачьи бои, в определенных кругах завоевавшие жуткую популярность. Чтобы злее были, стали их скрещивать с другими породами. Метисы есть у многих, к некоторым даже хозяин боится подойти. Тогда в Казахстане чистокровных тобетов найти было почти невозможно. Очень редко — в южных регионах. Заводчикам, таким как Оралбек Кайсанов, пришлось искать в других странах — Узбекистане, Таджикистане, Афганистане и приобретать за немалые деньги. Мы ведь знаем, что в 1920 — 1930-х годах более миллиона казахов вынуждены были откочевать и в эти, и другие страны — Кыргызстан, Туркменистан, Китай, Монголию, Иран, Пакистан… Уходили, убегали аулами, гоня свои отары овец, табуны лошадей и стада коров вместе со своими помощниками — степными собаками. Поэтому тазы и тобет — наше достояние, часть истории и культуры, если говорить о традициях», — объясняет Берик.

Недавно кокшетауский собаковод, объединившись с другими любителями породы тобет, приобрел трех чистопородных щенков за 600 тыс тенге — потомство улучшать.

Планирует, что к весне в его вольере будет 20 собак. Сейчас самому маленькому всего месяц, даже кличку не придумал еще. Да, содержать собак — занятие не из дешевых, львиная доля расходов — хорошее питание питомцев, особенно взрослых, исполинских размеров. Основной источник — семейный бюджет. В общем, пока все держится на чистом энтузиазме и понимании супруги, благо выручают умелые руки хозяина.

Те, кто решил приобрести эти чудесные создания, может связаться с Бериком по телефону +7 777 951 45 80.

К слову, в Казахстане создадут уполномоченный орган, ответственный за сохранение и разведение уникальных пород собак — тазы и тобет. На это планируется потратить 1,4 млрд тенге.

О проблеме исчезновения казахских тазы говорят уже много десятилетий. Собаки этой породы издревле входили в число семи главных сокровищ нации — жеті қазына.

Сохранением казахских пород собак тазы и тобет озаботился и президент Касым-Жомарт Токаев. 

Фото Аэлиты Таевой