четверг, 13 марта 2025 г.
icon
489.15
icon
533.47
icon
5.64
Алматы:
icon
5oC
Астана:
icon
-2oC
×

«Мы такие же, как все». Как живут евреи в Казахстане. Репортаж из Синагоги, построенной Машкевичем

Однажды столичные полицейские были вынуждены охранять синагогу. В Астане опасались, что на фоне обострения палестино-израильского конфликта и роста антисемитизма в мире иудейский храм мог стать мишенью.

Фото: из личного архива раввина в Instagram
Фото: из личного архива раввина в Instagram

На правом берегу Астаны уже более 20 лет стоит крупнейшая в Центральной Азии синагога «Бейт Рахель – Хабад Любавич». Синагога стала подарком еврейской общине от известного олигарха Александра Машкевича. Он назвал её в честь своей матери, Рахель Йоффе, которая была еврейкой по происхождению. 

Посетить синагогу в Астане просто так паломники и туристы не могут. Здание окружено высоким забором, вход строго контролируется охраной, а попасть внутрь можно только по предварительной записи. Такой строгий режим – вынужденная мера на фоне растущих экстремистских угроз, особенно после обострения палестино-израильского конфликта.  

Два года назад безопасность усилили настолько, что у синагоги дежурила полиция. Власти столицы опасались, что на фоне роста антисемитизма в мире фанатично настроенные радикалы могут организовать нападение. Меры безопасности усилили после событий в Дагестане, когда толпа устроила погром в аэропорту Махачкалы. Разъяренные люди искали граждан Израиля после приземления рейса из Тель-Авива. Слухи о том, что самолет якобы привез «израильских беженцев», циркулировали в местных чатах и телеграм-каналах. 

В Казахстане беспорядков, как в Дагестане, не было, но проявления антисемитизма случаются и сегодня. Например, когда мы искали локацию синагоги в 2ГИС, наткнулись на враждебные комментарии в адрес евреев.

«Модно во всем винить евреев», комментирует главный раввин Астаны Шмуэль Карнаух. Он согласился ответить на наши вопросы.

— Господин раввин, мы видели комментарии в 2ГИС, когда искали адрес синагоги. Вы их читали? 

— Я боюсь такие вещи комментировать, но могу сказать: если есть какие-то угрозы, для нас могут выставить охрану. Но, несмотря на попытки государства с этим бороться, негатив, который исходит извне и, к сожалению, растет, все равно сюда пробирается.

Я не могу удалять комментарии — у меня просто нет такой возможности. Мы жаловались в 2ГИС, но они их не удаляют. По сути, они нарушают законы Казахстана о толерантности. За такие действия можно получить наказание, но платформа продолжает оставлять комментарии. И мы ничего не можем с этим поделать. Честно говоря, это очень расстраивает. Ощущение, что с началом политических событий в сознании людей что-то изменилось.

— А что изменилось? Расскажите подробнее 

—  Я надеюсь, что конфликт будет исчерпан и со временем негатив, распространяющийся через инфополе, исчезнет. Это влияет на умы людей, и если не контролировать подобные процессы, последствия могут быть серьезными. Когда начался конфликт в Украине, кто-то перестал со мной общаться только потому, что я родился в Украине и не поддержал чью-то позицию.  

Среди нас есть те, кто поддерживает Украину, и те, кто за Россию, поэтому мы стараемся не поднимать эту тему, чтобы избежать конфликтов. Все зависит от того, какие новости ты смотришь: я, например, часто смотрю украинские, другие — российские. Но дело не в ненависти к русским или украинцам, а в разногласиях во взглядах. Ненавидеть всех представителей той или иной нации — это неправильно. В обеих странах есть люди с разными позициями: в России, например, есть те, кто поддерживает СВО, и те, кто выступает против.  

Почему всех нужно равнять под одну гребенку? Взгляды людей формируются под влиянием пропаганды. Поэтому я считаю, что главная угроза исходит не от конкретных народов, а от распространения дезинформации и фейков — с этим и нужно бороться.

— Расскажите, что происходило здесь в синагоге, когда началась война между израильтянами и палестинцами?

— С начала геополитических событий, когда началась война, здесь дежурила охрана от государства, которая находилась на посту круглосуточно, чтобы не произошло ничего плохого. Как только где-то происходят геополитические события, появляется риск деятельности разведок из Ирана и других стран, которые могут пытаться создать дисбаланс или проблемы. Поэтому, когда спецслужбы получают какой-то сигнал, они реагируют и принимают меры.

— Казахстан официально заявляет о межэтническом мире и согласии. Насколько комфортно вы чувствуете себя здесь как еврей?

— В Казахстане мы ощущаем себя достаточно комфортно, потому что видим, что властям не безразлично наше присутствие. Культура страны и ее отношение к различным этносам позволяют нам чувствовать себя полноправными гражданами. Мы продолжаем чувствовать себя в безопасности. Конечно, существуют определенные внешние факторы, но мы благодарны властям за их усилия по поддержанию мира и согласия. 

— Главный раввин России Берл Лазар говорил, что казахстанские евреи в основном придерживаются традиционных и консервативных взглядов. Это правда?

— Не знаю, что именно имел в виду главный раввин России, но скажу так: казахстанские евреи — очень разные. У нас есть несколько общин, вернее, группы людей, объединенные общим происхождением. Есть кавказские евреи, иранские евреи, которые в своё время сформировали интересную общину, оказавшуюся здесь вместе с чеченцами после высылки в Казахстан. Они пережили тяжелые времена, но сумели сохранить свои традиции. В основном это традиционные еврейские общины.

Но, конечно, у нас одна Тора, одни законы, заповеди, которые нас объединяют. В Казахстане можно встретить евреев самых разных корней: ашкеназов, иранцев, горских, грузинских, бухарских евреев — их действительно много. Казахстан всегда был пристанищем для изгнанных — будь то депортации, лагеря, эвакуации или освоение целинных земель. 

— Как в Казахстане организовано кошерное питание? Сложно найти нужные ингредиенты? 

— Кошерное питание — это сложный процесс, гораздо более трудоемкий, чем халяль. Начнем с мяса. У нас особые требования к забою: человек, который режет скот, должен быть специально обучен, а нож — идеально острым. Во время резки обязательно перерезаются шейные трахеи, чтобы удалить максимум крови. Потом внутренности проверяют на болезни — есть целый список симптомов, по которым определяют, можно ли есть это мясо. После этого его нужно вымочить и высолить, чтобы удалить остатки крови. В халяле этот этап не обязателен — там достаточно правильно зарезать животное и произнести благословение.  

С курами все еще сложнее. В Казахстане их забивают в халяльных цехах, но там кур опускают в горячую воду, чтобы легче было снять перья. А мы так не можем — если мясо попало в горячую воду до вымачивания и засолки, это уже считается варкой, и курица становится некошерной. Поэтому температура воды не должна превышать 40 градусов, и в таких условиях перья отходят плохо — приходится вручную дощипывать каждую птицу. Еще один важный момент — проверка внутренних органов. Из-за всех этих требований наш процесс забоя в разы медленнее: за то время, что на халяльном производстве забивают 1500 кур, мы успеваем только 300. Именно поэтому нам проще закупать кур из Москвы, чем пытаться организовать забой по нашим стандартам здесь.  

С другими продуктами проще. Овощи, фрукты, напитки — почти все кошерные, но, например, с майонезом или подсолнечным маслом могут быть нюансы. В России работает специальный департамент, который проверяет заводы и выпускает списки кошерных продуктов. В Казахстане такой системы нет, и нам сложно получить доступ к производителям для проверки. Иногда приходится делать некоторые вещи самим — например, раньше мы даже майонез готовили вручную.  


— Если учесть, что мусульмане тоже не едят свинину, можно ли считать халяльное мясо подходящим для евреев?

— Основное отличие в мясе. Например, в халяле разрешено есть конину, а в кошерной диете она запрещена. Также у нас есть строгие ограничения на рыбу — мы едим только ту рыбу, у которой есть чешуя. Все виды рыбы без чешуи, черную икру, мы не можем употреблять. 

— Как зарабатывают казахстанские еврейские семьи? Правда ли, что евреи в Казахстане стараются держаться подальше от политики?

— Мы такие же, как все. У кого-то бизнес, кто-то работает... а есть даже евреи, которые трудятся уборщиками. Не все евреи богаты, как принято думать. Есть среди нас и те, кто работает на стройке. Шутят: «Скажите, вы шахтёр?» — «Нет, я принципиально не шахтёр!» И такие евреи тоже были, знаю примеры. Слава Богу, среди евреев много бизнесменов и грамотных специалистов. Наш народ, слава Богу, не обделён знаниями или умом. Конечно, не все, но мы считаем образование приоритетом, ведь мы — народ книги. Среди евреев есть разные люди. Например, Брусиловский, который написал первый гимн Казахстана и многое сделал для музыки, — он был музыкантом. Есть и такие, как Александр Машкевич — хотя он и не гражданин Казахстана, но это успешный бизнесмен.

Есть такой человек, как Дворецкий, например, он еврей и высказывается довольно резко. Я видел его высказывания, и меня это пугает. Меня вообще пугает, когда евреи высказываются на политические темы, потому что в конечном итоге нас обвинят во всём. Мы станем виноватыми во всех проблемах. Поэтому я вообще не люблю, когда евреи занимаются политикой, особенно когда занимают политические должности в других странах. В итоге скажут, что мы во всём виноваты, и нас будут использовать как громоотвод.  

Есть старый советский анекдот: ребёнок приходит домой расплаканный и говорит, что его назвали грязным евреем. Мать отвечает: «Не плачь, сынок, ты будешь грязным евреем в детском саду, в школе, в университете, в аспирантуре, а потом станешь лучшим русским учёным». Так и получается, что евреев всегда пытаются винить во всём.  

 — Как обстоят дела со строительством микв и синагог в Казахстане? Кто помогает их строить?

Строительство синагог и микв обычно финансируется за счёт пожертвований общины или помощи спонсоров. Миква — это очень важная вещь, поэтому есть организации, которые помогают с её строительством.  

Например, нашу микву построили вместе с синагогой, и главным спонсором был Александр Машкевич. В Павлодаре тоже — миква появилась благодаря его поддержке. В Караганде помогли разные спонсоры, в том числе Александр Антонович. В Шымкенте строительство финансировали другие спонсоры и фонды. 

Обычно, если позволяют условия, синагогу строят сразу с миквой. Но на постсоветском пространстве, например, у нас, в Казахстане сначала нужно было собрать общину, поэтому сначала строили синагогу, а потом, когда люди начинали соблюдать традиции, появлялась потребность в микве.  

Первая миква в Казахстане появилась в Алматы вместе с синагогой. До этого евреям приходилось ездить в Москву. Когда я приехал в Казахстан 23 года назад, несколько лет подряд мы с женой летали в Алматы раз в месяц, потому что в других городах микв просто не было. Потом в Алматы построили большую синагогу с миквой, стало проще — можно было ехать на поезде или машине. Позже, с помощью Александра Антоновича и других спонсоров, построили микву в Павлодаре, и уже не нужно было летать в Алматы. Недавно микву открыли и в Шымкенте.  

Обычно сначала строят синагогу, а микву уже потом, но если есть возможность, их возводят вместе. Александр Машкевич профинансировал строительство большинства синагог с миквами. Сейчас один грузинский еврей из Израиля занимается реставрацией миквы, чтобы она выглядела ещё красивее, ведь важно, чтобы женщинам там было комфортно.  

Основным спонсором большинства синагог был Машкевич, но, например, в Усть-Каменогорске синагогу построил местный бизнесмен, который работает на одном из комбинатов (его имени я, к сожалению, не помню). Он сразу построил и синагогу, и микву. В Алматы первую синагогу возвели ещё до знакомства с Машкевичем. 

— Сколько семей регулярно приходят в синагогу Астаны?

— Каждый день к нам приходит от 5 до 15 человек. Астана, как столица, привлекает евреев из других городов по разным причинам. Кто-то приезжает по консульским вопросам, кто-то из-за ситуации в Украине, ведь американское посольство не принимает граждан России, и многие едут сюда, чтобы оформить визу в США. Они приходят к нам, могут остаться на время и получают питание, пока решают свои дела.  

Кроме того, в Астане находятся почти все консульства. Например, для получения израильской визы часто нужно лично приезжать или отправлять документы, и это создаёт поток евреев, которым мы можем помочь. Когда в России объявили мобилизацию, в Казахстан приехало огромное количество людей, в том числе евреи, которые бежали от войны. У нас было до 80 человек, которые жили здесь два месяца, синагога была переполнена, особенно в праздники. Люди приезжали со всех сторон. 


 —Чем отличаются евреи Казахстана от евреев в Израиле?

— Евреи Казахстана отличаются от израильских, прежде всего, менталитетом. В Израиле — это словно «плавильный котел», где смешались разные культуры. А вот евреи Казахстана сохранили свой менталитет, который сложился под влиянием казахстанского общества — миролюбивого, гостеприимного.  

Например, кавказского еврея можно сразу узнать по его традициям — они одинаковые у всех представителей этой группы, независимо от страны. Ашкеназские евреи тоже сохраняют свои особенности в зависимости от региона, из которого они вышли. В Казахстане, как и в других странах, сложился свой менталитет, отличающийся от израильского. Мы выросли в обществе, которое прививало уважение к старшим, привычку уступать место в транспорте, культуру интеллигентности. Эти ценности до сих пор сильны среди казахстанских евреев, тогда как в Израиле сложилась другая модель поведения. 

 —Где учатся дети религиозных евреев в Казахстане?

— У нас в Казахстане нет еврейских школ, потому что здесь проживает не так много еврейских семей с детьми. Чтобы открыть полноценную еврейскую школу, нужно, чтобы было много детей и чтобы наша община была крупным региональным представительством. Вопрос — для кого её открывать? Резона нет. Большинство еврейских детей учатся в обычных школах, а соблюдающих традиции совсем немного, поэтому нет смысла открывать отдельную школу, кроме как воскресных. Те, кто хочет учиться в еврейских школах, уезжают в города, где есть учебные заведения, позволяющие соблюдать шаббат — не работать и не учиться по субботам.

— Каково быть раввином в Казахстане?

— Если не будет внешних геополитических конфликтов, то всё останется так же хорошо, как и сейчас. Если же такие конфликты повлияют, и спецслужбы не смогут их устранить, то это будет похоже на кислород: пока мы дышим, не ощущаем его важности, но как только воздух станет загрязнённым, мы сразу это почувствуем. Пока государственная политика направлена на мир, согласие, дружбу и толерантность, нам здесь приятно и комфортно. Слава Богу, что это продолжается.

— Как в Казахстане проходят еврейские праздники? 

— Праздники у нас особо не отмечаются. В Израиле есть дополнительные праздники, которые напрямую связаны с самой страной, например, День Независимости Израиля. У нас же отмечаются те праздники, которые известны по всему миру. Еврейские праздники, в принципе, не отличаются от тех, что отмечаются в других странах. Единственное исключение — это праздник Ту би-Шват: в Израиле в этот день сажают деревья, а у нас в основном едят фрукты, хотя основная суть праздника остаётся общей. В целом различий в том, как праздники отмечаются, практически нет. Во всех еврейских общинах мира праздники проходят одинаково, хотя, конечно, есть местные особенности, связанные с менталитетом, которые могут влиять на обычаи и традиции. Например, на Песах мы едим мацу. В ашкеназских общинах принято есть круглую мацу, сделанную вручную — такие небольшие различия в традициях, но они не являются существенными. Ответ на ваш вопрос однозначный: праздники проводятся практически одинаково, и основное различие связано только с климатическими условиями.

— В наших городах возле мечетей и церквей в праздники можно увидеть людей, просящих милостыню. Почему возле синагоги таких людей нет?

— Я думаю, людей нет, в первую очередь, из-за безопасности, во-вторых, у нас нет такой посещаемости — не хлебное место, скажем.

— И напоследок последний вопрос – что вас больше всего удивляет в Казахстане?

— В Казахстане меня всегда удивляла толерантность людей. Раньше, возможно, это поражало еще больше, особенно их доброта. Я бы сказал, что есть некое ощущение, которое передается через взгляд и поведение людей — ощущение, что они ищут доброты. Меня всегда впечатляла забота о мире, толерантности и готовность помогать другим. Менталитет казахов действительно уникален и заслуживает восхищения, что было доказано годами войны, голода и других испытаний.

— Благодарю вас, господин раввин, за интервью! 

Беседовала Тамара Платоненко

Что думаете об этом?
Нравится 5
Мне все равно 0
Забавно 2
Сочувствую 0
Возмутительно 0