Открытием ушедшего года в казахстанском кинематографе стала дебютная полнометражная кинолента «Марьям» режиссера Шарипы Уразбаевой. Издание «Фергана» поговорило с создательницей картины, на свои деньги снявшей ее за пять дней в глухой степи, а также с исполнительницей главной роли Меруерт Саббусиновой.
Фильм повествует о женщине Марьям, матери четырех детей, живущей в казахском ауле. После таинственного исчезновения мужа она вынуждена в одиночку тянуть на себе все хозяйство.
Семья выживала за счет того, что за небольшую плату пасла чужой скот. Но после пропажи мужчины хозяйка скота забрала животных, так как Марьям не справлялась одна.
Устав обивать пороги РОВД в поисках мужа и оставшись без средств, женщина пытается оформить пособие. Но его не дают, поскольку труп мужа не найден, а с момента пропажи без вести не прошло трех лет.
С помощью знакомого полицейского женщине удается незаконно оформить пособие. Но однажды возвращается муж. И если об этом узнают социальные службы, то все деньги, которые были выданы Марьям, женщина должна будет вернуть государству.
Североамериканская премьера фильма «Марьям» прошла на престижном фестивале в Торонто, а азиатская — в южнокорейском Пусане.
В Казахстане картину впервые показали в декабре 2019 года в Алматы, фильм стал открытием VIII международного кинофестиваля студенческих и дебютных фильмов Bastau. Ну а главная мировая премьера прошла в конкурсной программе кинофестиваля в швейцарском Локарно.
«Фильмы, отобранные в конкурсную программу Cineasti del presente, в этом году очень сильные и разнообразные, включают в себя работы на грани документалистики и игрового кино, представляют новый стиль в кинематографе, новые перспективы, новое развитие», — отмечает Лили Хинстин, креативный директор фестиваля.
«Марьям» оказалась единственной картиной из России и Казахстана, представленной на киносмотре в Локарно.
Главную роль в картине сыграла Меруерт Саббусинова, не имеющая никакого отношения к актерскому цеху. Именно ее история легла в основу сценария. Другими словами, женщина сыграла саму себя.
Меруерт 37 лет, у нее четверо детей. Родилась и выросла в ауле под Талдыкорганом в Алматинской области. Там же закончила школу, но не смогла поступить в вуз, так как, по ее словам, в это время умерли родители. Она отучилась на повара и с 17 лет стала жить и работать в Алматы.
Со своим супругом, исчезновение которого стало основой для сюжета фильма, Меруерт познакомилась еще в детстве.
«Все шло к женитьбе еще тогда (когда оба жили в ауле). Наши родители были знакомы, они сватали нас. Но в юности у меня был дерзкий характер, и я отказалась выходить за него, так как воспринимала его как брата. Потом уехала в Алматы. Но по иронии судьбы через 8 лет мы снова встретились случайно, в маршрутном автобусе. Обменялись номерами, стали общаться и потом поженились. Мне тогда было 25 лет», — вспоминает Меруерт.
В октябре 2016 года в нескольких километрах от фазенды муж пропал вместе со свояком.
«Без конца звонила мужу — не отвечал. Расспрашивала всех. Кто-то говорил, что видел, как они верхом направлялись куда-то. Через 5 дней нашли тело свояка. А мужа так и не нашли», — рассказывает Меруерт.
Своим детям женщина сказала, что «папа уехал далеко, работать, приедет позже».
«Но дети слышали наши разговоры с родственниками. Однажды сын сказал мне: «Мама, вы говорили, что врать нельзя, но почему обманываете нас, сказав, что отец уехал работать? Он же пропал». Я сказала, что это одно из испытаний Всевышнего и что отец вернется однажды. Я сама в это верю, иногда жду звонка. Спешно беру трубку, когда звонит незнакомый номер. Однажды заметила, что его номер был [недавно] в WhatsApp. Показали полицейским, сказали, что возьмутся. Но ответа не было», — говорит Меруерт.
Она также рассказывает, что после пропажи мужа на плечи детей легла вся тяжелая работа по хозяйству — таскать воду, уголь, убирать снег, а сама она пребывала в депрессии, из которой, по ее словам, смогла выйти благодаря поддержке 70-летней соседки.
Женщина обратилась в госорганы за пособием по потере кормильца.
«Мне отказали, сказав, что нет справки о смерти мужа — нет пособия. Сначала сказали, что еще год не прошел. Потом я узнала, что суд должен был признать мужа пропавшим без вести по 317-й статье. Но сказали, что без адвоката не будут рассматривать заявление и выносить решение, а на адвоката у меня не было денег. Через некоторое время я получила решение суда, но там допустили ошибку. Из-за этой ошибки мне пришлось снова писать заявление и сдавать документы», — говорит Меруерт.
В итоге ее семья до сих пор не получает пособие по утере кормильца, а муж так и числится в розыске.
Отчаявшись, женщина обратилась к журналистам телеканала «Казахстан». Она рассказала свою историю режиссеру социальной программы Шарипе Уразбаевой (она также является профессиональным кинорежиссером. — прим. «Ферганы»).
«Послушав историю Меруерт, мы решили снять сюжет о ней для телеканала. Увидев ее маленькое жилье, где она ютилась с четырьмя детьми в селе Коянкус, я была в шоке. Местность настолько далека от цивилизации! До ближайшего города Талдыкоргана — около 70 километров. Это было в декабре 2018 года. Но больше поразило другое: нет ни света, ни воды. Чтобы помыться, нужно принести воду, а она далеко. Ладонью моешь лицо. Как можно так жить в XXI веке? Но что больше возмутило: как женщина может жить в таких условиях? Я сразу же увидела кадры фильма. Я тогда готовилась снимать другой фильм. Но твердо решила снять по истории Меруерт. За неделю написала сценарий», — рассказывает Шарипа Уразбаева.
За считанные дни режиссер, бросив клич в Facebook, собрала команду — актеров, оператора.
«Фильм снимала на свои деньги. Сначала откликнулись профессиональные операторы, но они просили большие гонорары. Из всех актеров только Хамза Коксебек, игравший мента, профи. Его гонорар оплатила из своего кармана. На роль Меруерт сначала нашла профессиональную актрису, но потом пришла к выводу, что лучше саму Меруерт снять, ведь актриса, каким бы ни была профессионалом, все равно будет играть, а не проживать, а в кино нет места фальши. Я предложила Меруерт, она согласилась. Были опасения, что эта затея не даст ничего хорошего. К тому же женщинам в казахской среде сложнее. Ее родственники могли пустить злые сплетни, мол, пропал муж, а келинка в кино снимается. Я сама росла в такой среде и знаю, как такие сплетни разрушают жизнь невест. Но Меруерт до конца съемок ничего не говорила родственникам», — отмечает режиссер.
Меруерт рассказала, как проходили съемки, как она вживалась в роль.
«Поначалу было сильное волнение. Я не знала, какие слова говорить. Текст выслали по WhatsApp. Но я ничего не поняла, если честно. Но во время съемки уловила суть и вошла в образ... самой себя, можно сказать. И мне было уже нетрудно, ведь почти все, чтобы было в сценарии, я пережила в жизни. Перед глазами встали реальные эпизоды из совместной жизни с мужем, диалоги с ним. Многие годы молодости прошли с ним рядом, вспомнила, как по степи гуляли... Когда я вспоминала, мне становилось грустно, набегали слезы», — рассказывает Меруерт.
Исполнительница главной роли призналась, что ей нелегко дался эпизод, когда героине предстояло заколоть барана.
«У казахов женщине запрещено резать скот. Это должны делать только мужчины. В жизни такого у меня не было, но я понимала, что если такая ситуация возникла бы, то женщине пришлось бы резать, потому что больше некому — сыновья еще маленькие», — говорит Меруерт.
К слову, ее дети также снялись в этом фильме в роли детей главной героини.
Съемки закончили за пять дней, так как, по словам режиссера, «оставаться надолго не представлялось возможным из-за невыносимых условий».
«Во-первых, было сложно доехать до этой местности, тем более зимой по бездорожью. Уже в самой локации мы совмещали съемки с домашними хлопотами. Меруерт между съемками бегала доить коров. Я готовила еду мужчинам, нянчилась с детьми Меруерт и руководила съемками. Из-за огромных расстояний от города до места съемок мы не могли после съемочного дня вернуться домой и утром снова приехать. Поэтому все эти пять дней мы жили там. Мужчины спали в одной комнате, женщины — в другой. У нас не было много времени, не хватало света. Привезли генератор. Экономили его топливо. Съемки проводили быстро. Отсняли все за 2-3 дубля. Какие были кадры, все клеили. Ни один кадр не пропал», — улыбается Шарипа Уразбаева.
Когда фильм вышел, он буквально взорвал конкурсные программы фестивалей. Было даже предложение поехать в Канны, но к тому моменту картина еще не была закончена.
Сама Меруерт Саббусинова увидела фильм, только когда прилетела в Локарно.
«На меня нахлынули эмоции, я плакала, смотря на экран. Но картина мне понравилась. Смотря историю, сама удивлялась, как я прошла через все это. Конечно, я бы хотела, чтобы и в жизни муж вернулся, как в кино», — говорит Меруерт, и ее глаза становятся влажными.
По словам женщины, лишь когда ее пригласили в Швейцарию, она рассказала своему окружению о том, что снялась в фильме.
«Некоторые восприняли с усмешкой, некоторые искренне радовались. Когда отпрашивалась у начальника на 10 дней, чтобы поехать в Швейцарию, он удивленно спросил: «Когда ты успела?» На работе все были удивлены, но поздравили меня. На фестивале в Швейцарии все было прекрасно, сложно описать словами те эмоции, которые я ощущала тогда. Люди подходили к нам, улыбались, пожимали руку и выражали благодарность», — рассказывает Меруерт.