В Актобе на бирже труда — более 3 тыс вакансий, а работать согласилось всего 30 человек. Акимат не может уговорить безработных взять лопаты в руки и зарабатывать физическим трудом, передает Первый канал Евразия.
Рабочие вакансии висят тяжелым грузом и желающих не привлекают. Строить дороги или благоустраивать улицы соглашается только каждый сотый безработный.
Люди отказываются надевать рабочие спецовки, даже когда дома пустой холодильник.
Актюбинец Максат Абылкаев потерял работу в начале карантина. Раньше был охранником, теперь он дорожный строитель. Каска, спецовка и лопата — так проходят его трудовые будни.
«Я почти месяц просидел на карантине, а потом узнал, что есть такая работа. Все официально, по договору, и надеюсь, что получу свои 150 тысяч тенге, как было обещано», — говорит дорожный рабочий Максат Абылкаев.
Таких добровольцев, как Максат, единицы. Людей не хватает.
Идти на стройку за 100 тысяч тенге на руки, а это средняя зарплата, люди отказываются наотрез.
Ремонт дороги будет идти до осени, но народ упорно игнорирует предложенные вакансии. И сидит дома. Без работы и без денег.
«Особых требований нет у нас к работникам. Мы обратились к акимату, нам требуются разнорабочие. Люди идут неохотно. Я не знаю, с чем это связано.
Требований — минимум, все, что умеют наши специалисты — инженеры, бригадиры, мастера, подскажут», — говорит представитель дорожной компании Орынбек Баймурзин.
На момент начала карантина самозанятым и безработным, тем, кто состоит на учете на бирже труда, предложили более 3600 вакансий. В основном временную работу.
Согласилось только 30 человек, то есть каждый сотый. В среднем 80 тысяч тенге предлагали.
Подавляющее большинство безработных ими же и остались. В центре занятости называют главную причину.
«У многих, с кем мы разговариваем, просрочены кредиты и их счета заморожены. То есть даже если они будут работать, смогут снять только половину зарплаты. И при таких условиях они отказываются работать», — говорит директор городского центра занятости Алтынай Маханова.
В основном постоянный кадровый голод — в дорожных компаниях и у тех, на ком лежит благоустройство города.
Многие предприятия бонусом предлагают горячие обеды. Кормят, платят, обучают. Но в очередь желающие заняться физическим трудом не выстраиваются.
«Да 80 тысяч сейчас ни на что не хватит. У многих ипотека, кредиты, коммуналка. Если у человека семья, это вообще не вариант. Только в крайнем случае»,
«Если безработному предлагает работу акимат и знаешь точно, что не обманут, думаю, тогда можно. Но народ у нас ленивый. Хотя, думаю, можно за эти деньги поработать на свежем воздухе, плюс за это будут платить», — говорят казахстанцы.
80 тыс человек в возрасте от 29 лет могут устроиться на работу хоть завтра. Городской центр занятости приводит такие цифры. Но соискатели приходят, качают головой и уходят. Некоторые после первого трудового дня.
С середины марта 6 тысяч актюбинцев отправились в отпуск без сохранения заработной платы.
Но общую статистику это не изменило — даже временно работать лопатой люди не хотят.