суббота, 23 ноября 2024 г.
icon
494.87
icon
520.65
icon
4.91
Алматы:
icon
-1oC
Астана:
icon
-6oC
×

Коммунальщики просят поднять тарифы на услуги на 70% в Нур-Султане

Уже со следующего года платить за коммунальные услуги жители столицы будут больше. Осталось понять, на сколько именно. Предельный тариф должны установить в антимонопольном ведомстве, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на «Хабар 24».

Если учитывать запросы коммунальщиков, то суммы в квитанциях могут измениться в разы. В обоснованности будущих цен руководство предприятий не сомневается, приводя десятки причин, не забыв даже упомянуть пандемию коронавируса. 

Однако депутаты мажилиса в повышении тарифа видят свои причины.  

«Нам, простому народу, зачем это? Мы же знаем, какая у нас зарплата!» — такие эмоции в начале прошлой недели у общественников вызвали слова руководства «Астана су арнасы» о средней зарплате в столице. 

Коммунальщики считают: сумма более чем достаточная. А значит, повышение тарифа на воду на 44% и на канализацию сразу в два раза горожане даже не почувствуют. 

А вот самой компании сейчас сложно.  

«Финансовый результат 2019 года сформировался с убытком — 5,2 млрд тенге. Дебиторская задолженность — 1,5 млрд тенге, кредиторская — 1,2 млрд тенге», — высказался заместитель гендиректора ГКП «Астана су арнасы Эльдар Аскаров.

К тому же выросли и траты предприятия. Чего стоит только статья бюджета «Прочие расходы». К примеру, только печать квитанций обходится в 65 млн тенге.

Вместе с тем стало известно, что распечатка счетов «Астана-ЕРЦ» ложится на плечи потребителей.

«Почти всю пенсию будут отдавать. На что жить этому пенсионеру? А пенсию же не увеличивают», — высказалась горожанка о новом тарифе на электроэнергию. 

В «Астана-РЭК» просят увеличить его на 71%. Причины в точности как у коллег — долги абонентов и поставщиков услуг, а также увеличение расходов.  

«У нас находится шесть дел. Это за пять месяцев и шестой иск — это балансировка на 168 млрд тенге. Сейчас на стадии рассмотрения все пять исков за все пять месяцев, то есть из-за пандемии они тоже вовремя не провели эти судебные заседания», — говорит заместитель председателя правления АО «Астана-РЭК» Алибек Кашкеев.

Впрочем, в антимонопольном ведомстве к резко возросшим аппетитам коммунальщиков просят относиться спокойнее. Дело в том, что это не окончательные цифры.

«В настоящее время департамент проведет детальный анализ всех заявленных статей затрат на предмет их обоснованности, целесообразности и соответствия законодательству об естественных монополиях. На основании этого будет принято решение, которое будет учитывать интересы потребителей», — заверил заместитель руководителя департамента комитета по регулированию естественных монополий Ибрагим Тангиев.

Как выясняется, за адекватность будущих тарифов беспокоятся не только антимонопольщики, но и на самом верху. Некоторые депутаты мажилиса видят свои причины в возможном повышении цен.

«Это говорит о плохом менеджменте компаний. Их столько лет устраивала эта ставка, а сегодня они хотят ее повысить на 100%. Самая большая проблема этой отрасли — вымывание специалистов. Это же не колбасой торговать. Приходят в управление люди со своей командой, друзьями. Кадры в этой отрасли становятся национальной безопасностью», — говорит депутат мажилиса парламента РК Меруерт Казбекова. 

Еще один весомый фактор, по мнению депутата, — огромное число перекупщиков. Каждый из них пытается накинуть на комуслугу собственную маржу. Особенно ярко это видно на формировании стоимости как раз электроэнергии. О проблеме начали говорить еще два года назад. 

«Министерство тогда говорило, что к 2020 году будет сокращено число энергопередающих организаций — до 110. На тот момент было 150, ставилась задача 110. Что имеем теперь? На сегодня — 171 энергопередающая организация», — пояснила Меруерт Казбекова.

Точно такая же ситуация в столице и с энергоснабжающими организациями. К слову, в прошлом году одну из таких компаний — «Астана-Энергосервис», созданный при акимате, удалось ликвидировать. Однако практически сразу ее функции столичные чиновники передали другому посредническому предприятию — «Астана калалык жарык». 

Причем обслуживают такое предприятие преимущественно юридические лица, в том числе и бюджетные организации, то есть самые платежеспособные абоненты. 

Поэтому частным компаниям остается только обслуживать простых горожан. А это значит, опять долги и просьба о новом повышении тарифа, что в начале прошлой недели и произошло. К слову, новый тариф утвердят уже в ноябре.

Что думаете об этом?
Нравится 1
Мне все равно 0
Забавно 59
Сочувствую 3
Возмутительно 1