К концу года площадь платных парковок в столице вырастет в 10 раз — до 5 тыс мест, передает ИА «NewTimes.kz».
Об этом inbusiness.kz заявили в ТОО «Парковочное пространство Астаны», являющемся оператором ГЧП-проекта по созданию, управлению и эксплуатации парковочного пространства.
Сообщается, что компания полностью готова к запуску расширения. Более точную дату расширения площадей платных парковок в компании не назвали, сославшись на то, что вопрос находится в ведении акимата столицы.
В акимате ответ не предоставили.
Основная цель платных парковок — снижение нагрузки на дорожную сеть города, уменьшение транспортных потоков, а также обеспечение безопасности дорожного движения, отмечают в компании-операторе ГЧП-проекта. Партнер компании от РК в лице City Transportation System нарастит доходы как за счет увеличения выручки от роста парковочных мест, так в перспективе и от увеличения своей доли в выручке с 5% до 25%.
Еще больше, глядя на практику, заработает акимат столицы через штрафы.
Всего, согласно тарифам оператора парковочных мест, одно машино-место может максимально генерировать до 1200 тенге за один рабочий день, или в среднем около 30 тыс тенге в месяц (при полной загрузке и 25 рабочих днях в календарном месяце).
Другими словами, годовая предельная выручка от действующих в «боевом» режиме 487 парковочных мест может достигать 175,3 млн тенге.
После расширения площадей платных парковок потенциальная максимальная выручка может составить до 1,8 млрд тенге.
Структура распределения выручки компании следующая: 5% доходов — выручка государственного партнера, остальные 95% — доходы частного партнера.
В настоящее время проект находится в инвестиционном периоде. Но после выхода на проектные показатели доля госпартнера вырастет в пять раз — до 25% от выручки и без учета налогов.
В рамках расширения компания инвестировала в 2020 году свыше 600 млн тенге из более чем 1,2 млрд совокупных капвложений с момента запуска проекта. Из 600 млн тенге инвестиций 30% направлено на закуп новых паркоматов, 10% — проектирование улиц согласно правилам организации дорожного движения и еще 10% — на закуп программно-аппаратных комплексов (системы фото- и видеофиксации). Также около 30% направлено на организацию парковочных мест, а именно установку дорожных знаков и разметок, прочие расходы с созданием платных парковочных мест составили до 20%.
Бюджетных инвестиций в расширение проекта нет, подчеркнули в компании-операторе. После выхода на проектные показатели структура распределения платы за парковку будет выглядеть следующим образом:
Парковочные доходы растут в 1,5 раза, несмотря на карантин. Выручка ТОО «Парковочное пространство Астаны» далека от максимально возможных значений, но динамика положительная. Даже без расширения площадей платных парковок рост выручки в текущем году на 44% больше, чем за аналогичный период прошлого года, а именно 28,89 млн тенге.
Примечательно, что просадка наблюдалась только в апреле, когда выручка обвалилась на 98% на фоне жесточайшего режима карантинных ограничений.
Не исключено, что рост поступлений косвенно связан с расширением площадей. Ведь, несмотря на тестовый режим, прием платежей на готовых к запуску новых парковочных местах возможен и осуществляется. В ТОО «Парковочное пространство Астаны» говорят, что большая часть выручки в этом году связана с эксплуатацией действующих парковочных мест, однако не исключили и вклад ошибочных транзакций.
«На новых зонах паркоматы в рабочем состоянии, для того, чтобы пользователи смогли протестировать и научиться ими пользоваться. Тестовый режим означает, что парковочная система тестирует разные виды оплат, загруженность парковочных зон, систем фото-, видеофиксации и т. д. Как правило, пользователи за один раз уже понимают принципы работы паркомата и процесс оплаты безналичным способом. Мы информируем жителей и гостей столицы о тестовом периоде», — подчеркнули в компании-операторе ГЧП-проекта.
Как уже было отмечено выше, главными бенефициарами проекта, судя по сухим цифрам, являются государство и бюджет столицы.
Госкомпания с учетом планов по расширению площадей платных парковок в 10 раз увидит рост выручки за счет роста эффекта масштабов; второй момент — рост доли компании в выручке компании-оператора в 5 раз — до 25% после выхода на проектные показатели.
Акимат Нур-Султана со своей стороны рискует неплохо заработать на штрафах. При стоимости одного часа парковки 100 тенге или максимальных 1200 тенге в сутки штраф за неуплату составляет 3 МРП, или 8334 тенге, при повторном нарушении — 5 МРП, или 13 890 тенге.
Всего с момента запуска платных парковок в столице с текущей площадью 487 машино-мест общее число нарушений превысило 200 тыс на общую сумму более 500 млн тенге. Для сравнения: налоговые поступления за время (с 2018 года) деятельности платных парковок в бюджет и доли от выручки составили 21,7 млн тенге, заявили в компании-операторе ГЧП-проекта.
По данным КГД Минфина РК, с 2015 по 2020 год включительно компания официально перечислила в бюджет более 63 млн тенге. За январь–сентябрь текущего года число зафиксированных нарушений за неуплату парковочного сбора составило 11 тыс, подчеркнули в ТОО «Парковочное пространство Астаны». Для сравнения: в аналогичном периоде прошлого года зафиксировано 23,18 тыс нарушений. Общий объем выписанных штрафов за неоплату парковки на 1 сентября 2019 и 2020 годов составил 176 млн и 91,6 млн тенге соответственно, заявили в компании. Поскольку большая часть новых парковочных мест расположена поодаль от административного центра, в жилых районах, несложно предположить, что объем нарушений и штрафов в казну города за неоплаченную парковку после запуска вырастет если не на порядки, то в разы.