Хозяева участков на окраине села Коксай жалуются на могилы, которые появляются уже буквально под их окнами. За несколько лет кладбище разрослось до небывалых размеров, от жилого массива его отделяет всего пара шагов, а за траурными процессиями можно наблюдать не выходя из дома, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на телеканал КТК.
Местная жительница Асем Конусова купила земельный участок три года назад и сразу же затеяла грандиозную стройку. Женщина рассказывает: о местном кладбище знала и была уверена, что до ее дома погост не дойдет. Их разделяло несколько километров. Теперь же все иначе.
«Вот уже два или даже три года мы сидим как на пороховой бочке. Эти старики ходят и колышки устанавливают: в прошлом году от моего забора где-то 6 метров было. Теперь там уже 3 метра. И с каждым годом по два метра добавляется. Я боюсь, что они сейчас начнут хоронить внизу, перед моим домом. А если дождь и все размоет? Что, все кости ко мне во двор придут», — возмущается Асем Конусова.
Люди говорят, что стремительно разрастаться кладбище начало два года назад. И сейчас мир мертвых вплотную приблизился к домам сельчан. Из своих окон коксайцы вместо гор видят надгробные плиты и ограды. И с каждым днем их становится все больше.
«В 2003 году мы покупали здесь участки и начали строиться. И тогда сказали, что кладбище старое и его закроют скоро, хоронить никого не будут. Наши дома стояли вдали от погоста. Некоторое время здесь не хоронили, но вот снова начали. И, посмотрите, они дошли до нас. И дальше хоронят здесь. И останавливаться не собираются», — говорит сельчанин Жандос Батырханов.
Местные уверены: такое соседство может обернуться большими проблемами. В селе уже заговорили о том, что на старом кладбище якобы хоронят тех, кто умер от коронавируса и пневмонии. Власти все опровергли.
«Такие захоронения здесь не проводятся, это категорически запрещено. У специалистов на каждого умершего есть заключение. Помимо этого, мы сейчас изучаем всю территорию кладбища и пытаемся найти свободные места, где можно проводить захоронения. Возможно, будем сносить некоторые деревья, чтобы получить дополнительные участки. Переговорим с аксакалами села и решим этот вопрос», — прокомментировал заместитель акима Иргелинского сельского округа Серик Умбеталиев.
По закону от места захоронения должно быть чуть больше 300 метров. По факту же расстояние от погоста до ближайших домов едва превышает метр. Сельчане настаивают на закрытии кладбища и перезахоронении усопших вдали от жилого массива.
Чиновники обещали остановить здесь захоронения, а позже полностью закрыть старое кладбище. Правда, произойдет это после того, как районные власти найдут свободный участок. Такого на территории сельского округа пока нет.
Только сельчане ждать больше не намерены. Они написали коллективное обращение в прокуратуру и областным чиновникам.