Судья Кажымукан Мекемтас не позволил адвокатам воспользоваться своим правом на реплики. Так, уже после вторых прений рассмотрение дела об «Астана LRT» перешло на стадию «последнее слово подсудимых», пишет корреспондент ИА «NewTimes.kz» Татьяна Мозговых.
Принимая решение об исключении стадии «реплики», судья сослался на статью 385 УПК, в которой говорится, что «если выступающие в судебных прениях или подсудимый в последнем слове сообщат о новых обстоятельствах, имеющих значение для дела, суд по ходатайству сторон или собственной инициативе возобновляет судебное следствие. По окончании следствия суд вновь открывает прения и предоставляет подсудимому последнее слово», наверное, имея в виду, что в этой статье ничего не сказано о репликах. Однако стоит отметить, что судья ссылался на статью 385 УПК, когда возобновлял судебное следствие, правда, без каких-либо новых данных, а просто по собственному желанию.
А было ли преступление?
Сегодня, выступая с последним словом в суде, все подсудимые задавались риторическими вопросами «А что я сделал?» и «В чем я виноват?».
Напомним, на скамье подсудимых бывший начальник управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог столицы Рашид Аманжулов, бывший депутат и секретарь маслихата Нур-Султана, экс-руководитель ГУ «Управление экономики и бюджетного планирования города Астаны» Жанат Нурпиисов, экс-председатель правления АО Astana Innovations Талгат Ашим, а также сотрудники разных предприятий: Улугбек Ачилов, Тимур Касабаев, Дулат Мусенов, Даурен Абдыхамитов.
Организаторы (по версии следствия) преступления — бывший заместитель акима столицы Канат Султанбеков и экс-глава «Астана LRT» Талгат Ардан находятся в международном розыске.
Читайте также: Подозреваемых по делу об «Астана LRT» не нашли из-за неправильного запроса в Интерпол – адвокат
Аманжолову, Нурпиисову и Ашиму вменяют в вину проведение экспертиз ФЭО, ТЭО, конкурсов для реализации проекта линии ЛРТ, Ачилову, Абдыхамитову — работу в консорциуме с иностранными компаниями. Касабаев, Усенов обвиняются в том, что занимались обналичиваем денежных средств.
Подсудимые отрицают свою вину и настаивают, что добросовестно исполняли свои обязательства и выполнили поставленные задачи. Хотя прокурор считает иначе, по его мнению, подсудимые завышали цены, подписывали фиктивные акты выполненных работ и в итоге не реализовали проект.
При этом ранее защитники подробно рассказали, в чем выразилась реализация проекта «Астана LRT» на стадии проектирования. Это услуги Astra Bus, информационные табло о движении автобусных маршрутов, работающая система ИТС на 42 перекрестках, камеры видеонаблюдения, электронная оплата проезда, устройства для подсчета пассажиров в салонах, 114 умных светофоров, отдельные автобусные линии, автоматы по продаже электронных билетов и так далее. Напомним, на скамье подсудимых только те, кто готовил документы для строительства. К самому строительству они не имеют никакого отношения.
Кроме того, в суде подсудимые и свидетели заявляли, что программное обеспечение «Меззотим» работало в офисе «Астана LRT», именно с его помощью велась вся работа консультанта по управлению проектов (КУП), так как специалисты, привлеченные к проектам, находились в разных странах — Испания, Франция, Казахстан, Турция и согласовать между собой чертежи и документы было невозможно. Прокурор же продолжал настаивать: ПО не существовало и тем более не передавалось на безвозмездной основе ТОО «Астана LRT», как это предполагал договор. Однако, как показали свидетели, програмное обеспечение просто удалили сотрудники ТОО «ПО «Меззотим» в момент возбуждения уголовного дела.
— При вынесении приговора суду в первую очередь необходимо ответить на основной вопрос: а доказано ли само событие, имеющее состав уголовно наказуемого деяния? То есть по факту работы были выполнены, услуги оказаны, все это принято заказчиком (ТОО «Астана LRT»), проверено счетным комитетом и нарушения не установлены. Только вот оплата заказчиком произведена не в полном объеме. И кто же потерпевший? Может быть, подрядчики, которые не получили оплату за свои услуги? Так что, считаю, что и преступное деяние не доказано, — обращалась ранее к суду адвокат Надежда Далабаева.
К слову, в ходе суда также стало известно, что проект линии ЛРТ не был завершен из-за решения правительства. В момент, когда подрядчики утверждали проект с госэкспертизой и готовили необходимые документы, высшее руководство республики решило, что реализация линии ЛРТ будет слишком дорогой, и поменяли проект на более дешевый — БРТ. В связи с этим ТОО «Астана LRT» в одностороннем порядке расторгло договор.
Теперь же тот факт, что проект не был утвержден в госэкспертизе, вменяется подсудимым в вину. Но самое отягчающее обстоятельство для подсудимых — обвинение в совершении преступлений в составе организованной преступной группы под руководством экс-замакима столицы Каната Султанбекова и бывшего руководителя «Астана LRT» Талгата Ардана, на которых по этой статье дело даже не возбуждено.
— Так в чем же заключается вина моего подзащитного Ачилова? Ему предъявлено обвинение в совершении пособничества в присвоении и растрате, то есть хищении чужого имущества, вверенного виновному, совершенного неоднократно должностным лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, с использованием своего служебного положения, преступной группой, в особо крупном размере, и участие в организованной группе. Чем, по версии обвинения, доказывается его участие в ОПГ? На судебном заседании было достоверно установлено, что никто из подсудимых и допрошенных свидетелей не подтвердил какие-либо договоренности между Ачиловым и Султанбековым, Арданом и иными лицами о преступном сговоре либо распределение их ролей, совместное принятие решений или слаженных действий, достоверно указывающих на наличие сговора между ними, ни одного очевидца, непосредственно присутствовавшего при подобных разговорах или встречах (если бы они происходили в реальности) в суде мы не видели, — отмечала в своей речи адвокат Далабаева.
Напомним, приговор по делу о хищениях при строительстве линии ЛРТ в столице Казахстана планировалось огласить 28 апреля, а заодно и решение по гражданским требованиям ТОО «Астана LRT» к подсудимым и другим лицам. Однако 27 апреля суд возобновил судебное следствие с официальной причиной выяснить детали по арестованному имуществу подсудимых. На деле же оказалось, что это был идеальный момент для гражданского истца — ТОО «Сity Transportation Systems» (ранее ТОО «Астана LRT») для изменения своих претензий, которое попросило суд не учитывать в качестве гражданских ответчиков иностранные компании.
Адвокаты были возмущены, но судья Мекемтас позволил представителям потерпевшей стороны это сделать. По мнению защитников, суд «все больше становится похожим на балаган». Ведь в итоге обвинение не предъявлено организаторам преступления — экс-главе ТОО «Астана LRT» Талгату Ардану и бывшему заместителю акима столицы Канату Султанбекову (на данный момент они только подозреваемые, и не совсем ясно, по каким эпизодам) и их пособникам — иностранным компаниям.
Все материалы Татьяны Мозговых о ходе судебного разбирательства читайте здесь.