Эпопея с авто с иностранными номерами продолжается в Казахстане. Разбираем все по порядку

С прошлых выходных владельцы машин с российскими номерами негодуют. Их авто водворяют на штрафстоянки из-за отсутствия регистрации в Казахстане, а таких по стране оказалось порядка 80 тыс. С похожей ситуацией сталкивались автовладельцы с кыргызскими и армянскими номерами. С чего началась эпопея с иностранными номерами, как отреагировали на это казахстанцы, чем аргументировали свои действия стражи порядка и, наконец, к чему все это может привести — в обзоре ИА «NewTimes.kz».

Фото: ИА «NewTimes.kz»

Мало кто откажется передвигаться на собственном транспортном средстве, при этом заплатив максимально низкую цену.  Так, казахстанцы стали покупать машины за границей и продолжали ездить с иностранными номерами в РК. Все бы ничего, но в МВД пришли к выводу, что незарегистрированные автомобили нарушают правила дорожного движения. На переоформление авто жителям страны дали время или так называемый переходный период.

30 сентября 2021 года переходный период закончился, до этого срока казахстанцы должны были снять с учета в другой стране свой автомобиль и зарегистрировать в РК. Сделать это успели не все, а может, и вовсе не хотели. После чего полиция начала водворять незарегистрированные авто на штрафстоянки. 

Первыми с этим столкнулись автовладельцы в Мангистау. 21 октября автомобили с иностранными номерами стали отправлять на штрафстоянку. Этому мероприятию дали даже название «Иностранные автомобили».

«Установлено, что большинство транспортных средств, находящихся на иностранной регистрации, не прошли техосмотр и не составляют полисы обязательного страхования. Статистика также показывает, что большинство ДТП происходит с их участием. В частности, 80-90% — автомобили на российском учете», — отмечали стражи порядка Мангистауской области.

Две недели спустя стало известно, что и в ЗКО машины с российской регистрацией начали водворять на штрафстоянки. В департаменте полиции Западно-Казахстанской области пояснили, что провели мониторинг ранее ввезенного транспорта из РФ, который был снят с учета.

«На территории Казахстана запрещается участие в дорожном движении или эксплуатация транспортных средств, не прошедших государственную регистрацию. Сейчас департаментом проводится проверка, согласно полученной информации, на предмет регистрации в России с запрещением эксплуатации транспортных средств», — сообщили в ДП.

В среду, 10 ноября, возмущенные автолюбители даже устроили акцию протеста возле акимата Уральска.

Чуть раньше, 7 ноября, костанайские владельцы автомобилей, зарегистрированных в России, пришли к зданию акимата города. Они хотели встретиться с руководством города и задать вопросы.

«Я хочу спросить у властей: что происходит в нашем городе и, я так понимаю, во всей области и стране? Автомобили на российском учете сначала разрешили спокойно ввозить, а теперь отбирают прямо на улицах. Вы сеете панику среди населения, обрушаете рынок! Хотелось бы знать: почему и на каком основании?» — спрашивал горожанин Вячеслав Каменюк власти города.

8 ноября на акцию протеста вышли владельцы авто с российскими госномерами и в Нур-Султане. Возмущенные водители перекрыли проезжую часть между улицами Кунаева и Сарайшык на левом берегу и молча стояли, пока не приехала полиция.

Читайте также: Российские номера – опять те же грабли?

Пояснить сложившуюся ситуацию решили в МВД РК. Согласно их информации, они совместно с КНБ выявили порядка 10 фактов ввоза автотранспорта по поддельным документам. Кроме того, установлено 150 фактов ввоза авто, числившегося в РФ снятым с учета. После чего МВД РК сделало запрос в страховые компании по всем транспортным средствам с иностранной регистрацией.

Данные сведения отправили в МВД РФ для встречной проверки. Стало известно, что 88 тыс автомашин с российской регистрацией, которые эксплуатируются на территории РК, не состоят на учете в МВД РФ.

«То есть они либо не зарегистрированы в установленном порядке, либо были проданы гражданам Казахстана, после чего их владельцы, граждане РФ, сняли их с регистрационного учета», — пояснил зампредседателя комитета административной полиции МВД РК Серик Тусупов.

При этом стражи порядка отметили, что все изъятые машины могут быть возвращены владельцам, если те предоставят договор купли-продажи. Правда, придется выплатить государству штраф. Но вновь сесть за руль водитель не сможет до того момента, пока не поставит машину на учет на родине или в России.

«Большинство наших граждан, которые управляют машинами с российскими номерами, действуют в рамках закона. У них есть действующая регистрация в РФ, есть договор купли-продажи и страховой полис. Для полиции нет разницы, на машине какого учета двигается наш гражданин. Главное, чтобы она где-то числилась на учете. Мы с Россией находимся в союзе, согласно нашему закону «О дорожном движении», водитель обязан зарегистрировать машину за 10 рабочих дней», — разъяснили стражи порядка.

9 ноября начальник управления комитета административной полиции МВД РК Юрий  Козлов прокомментировал информацию о том, что автомобили с российскими номерами без нарушений ПДД теперь не будут останавливать.

«В связи со сложившейся ситуацией хочу пояснить: порядка 120 тыс автомобилей из России соответствуют требованиям, установленным законом о дорожном движении, к ним претензий нет. Они могут свободно передвигаться по дорогам Казахстана до одного года. А в части автомобилей, снятых с учета в России и не зарегистрированных в Казахстане, их порядка 80 тыс, они не должны эксплуатироваться до регистрации», — сказал Юрий Козлов.

Правоохранитель отметил, что незарегистрированные автомобили, передвигаясь по дорогам, нарушают правила дорожного движения.

Однако порядок нарушают не только простые граждане. 9 ноября общественности стало известно, что начальник отдела полиции Сарыкольского района в Костанае Кайрат Абдикалыков ушел в отставку. Причиной послужило опубликованное в Сети видео с использованием рабочего авто с подложными номерами.

Стресс пережили и владельцы авто с армянскими и кыргызскими номерами

В январе прошлого года президент Касым-Жомарт Токаев на расширенном заседании правительства поручил временно зарегистрировать автомобили, ввезенные в Казахстан из стран Евразийского экономического союза, и отметил, что регистрация на них будет действовать только до 1 марта 2021 года.

Переходный период для вступления в Евразийский экономический союз для Армении и Кыргызстана закончился 1 января 2020 года. Жители этих стран могли ввозить автомобили из-за рубежа по упрощенной процедуре, таможенная пошлина составляла 10% от стоимости машины. В это время в остальных странах ЕАЭС (Россия, Казахстан, Беларусь) растаможка ввозимого авто обходилась в 17% от стоимости.

Поэтому казахстанцы, которые не могли приобрести авто из стран вне ЕАЭС из-за высоких таможенных пошлин, скупали дешевые подержаные машины в Кыргызстане и Армении. По закону они должны были зарегистрировать их в Казахстане через 10 дней после покупки. Однако этого не сделали.

В течение года министерство внутренних дел напоминало автовладельцам о необходимости прохождения таможенной очистки и постановки машин на учет. В противном случае грозили штрафом в размере 10 МРП и конфискацией автомобиля до устранения проблем с регистрацией.

После этого в разных городах Казахстана прошли акции протестов. Водители заявляли, что не могут поставить на учет машины из-за дороговизны таможенной пошлины. Тогда президент РК поручил временно зарегистрировать автомобили, ввезенные из стран ЕАЭС, при этом подчеркнул, что это разовая акция.

До 1 марта 2021 года автовладельцы должны были оплатить таможенные пошлины и утильсбор, а затем поставить авто на постоянный учет. Ну или как второй вариант — вывезти авто из страны.

По текущей ситуации с авто с российскими номерами в МВД РК разъяснили алгоритм регистрации.

«Для постановки на казахстанский учет нужно обратиться в центры обслуживания населения. Необходимо взять пакет документов, предусмотренных правилами регистрации транспортных средств, предоставить их в ЦОНы, провести регистрацию. Алгоритм почти такой же, как для регистрации транспортных средств с казахстанским учетом», — пояснил заместитель председателя комитета административной полиции МВД РК Серик Тусипов.

Он уточнил, что это такая же ситуация, когда гражданин Казахстана продает соотечественнику машину, зарегистрированную в РК. Логично, что покупатель автомашины регистрирует ее на свое имя, получает техпаспорт и подтверждает право собственности на автомобиль и право допуска к участию в дорожном движении.

«В данной ситуации этого не произошло. Граждане не захотели урегулировать данный вопрос и эксплуатировали транспортное средство, будучи снятое с учета», — добавил он.

Пока вопрос остается открытым. Чтобы как-то снизить напряжение, на днях министерство внутренних дел открыло сall-центры по вопросам эксплуатации авто с иностранной регистрацией.