«Лаборатория Касперского» изучила, как казахстанские предприниматели перераспределяли расходы в связи с коронавирусными ограничениями. Оказалось, что многие представители МСБ готовы вернуть урезанные статьи бюджета, например, на рекламу и зарплату персоналу, передает ИА «NewTimes.kz».
По данным этого исследования, общее финансовое благосостояние снизилось с марта 2020 года в 68% небольших компаний в Казахстане. Более половины опрошенных (58%) полагают, что финансовые трудности, наблюдавшиеся в течение последнего времени, станут постоянными, а бизнесу всегда придется выбирать, во что вкладываться, а на чем экономить. Во время пандемии в 35% небольших компаний были сокращены расходы на рекламу и продвижение бизнеса, в 38% — на аренду, покупку и ремонт транспорта и спецтехники, а в 22% — снижены зарплаты сотрудников.
Однако оказалось, что многие представители малого и среднего бизнеса с оптимизмом смотрят в будущее, о чем свидетельствует их намерение вернуть в будущем году урезанные статьи расходов. Так, большинство опрошенных планирует вновь активно вкладываться в рекламу и продвижение (37%), а также повышать зарплаты сотрудникам (32%), инвестировать в оборудование и IT (24% и 32% соответственно). Некоторые казахстанские предприниматели рассчитывают также возобновить расходы на аренду, покупку и ремонт автомобилей, закладывают бюджет на средства информационной защиты и юридические услуги.
«Люди устали бояться ограничений и локдаунов, стараются двигаться дальше. Теперь, помимо очевидных статей расходов, которые напрямую влияют на эффективность бизнеса, в список основных затрат предприниматели включают несколько позиций, связанных с цифровым развитием, — это вложения в оборудование, технологии и информационную защиту», — говорит коммерческий директор «Лаборатории Касперского» в Центральной Азии Валерий Зубанов.
Чтобы малый и средний бизнес мог функционировать максимально удобно и безопасно в условиях цифровизации, «Лаборатория Касперского» рекомендует его владельцам: