Детям не стоит рассказывать шокирующие подробности того, что происходило во время беспорядков в городах Казахстана в январе, считает член Союза психологов Казахстана, магистр педагогики и психологии в образовании Айжан Кикимбаева. В интервью корреспонденту ИА «NewTimes.kz» они рассказала, как вести себя и говорить с детьми при возникновении массовых акций протестов, сопровождаемых погромами и стрельбой.
В январе 2022 года в нескольких областях Казахстана вспыхнули протесты из-за резкого скачка цен на сжиженный газ. Но демонстрации перестали носить мирный характер. Во время беспорядков погибли жители города. Все это не могло не нанести ущерб психологическому состоянию как взрослого населения, так и детей.
«Самый большой страх у ребенка — страх потерять родителей. Потому что дети в основном транслируются через них. Дети смотрят на мир их глазами. Если мама с папой выскажут свое мнение о какой-либо ситуации, то их дети будут думать так же. Так как формирование базового доверия происходит через родителей. Поэтому, если нужно успокоить детей, в первую очередь должны успокоиться сами родители. Они должны сказать детям, что жизнь продолжается и все будет хорошо», — говорит психолог.
«В основном дети не склонны поддаваться панике и страхам. Больше всего в сложных жизненных ситуациях уязвимы дети-вундеркинды или индиго, так как они пропускают все через себя. В связи с этим у одаренных детей возможно появление раздражительности и фобий. У них возникает ощущение отсутствия внутренней и внешней безопасности. Таким образом, у ребенка начинает не доставать второй ступени в иерархической модели потребностей человека, по Маслоу, это потребности в безопасности», — рассказала Айжан Кикимбаева.
Специалист считает, что не стоит делиться с детьми подробностями того, что происходило во время беспорядков. Достаточно того, что они видят по телевизору. Остановить возникновение страха у ребенка можно, показав свою способность защитить его. Не стоит скрывать очевидного. Достаточно сказать, что произошла трагедия, пострадали люди, но «ты под моей защитой». Это способствует тому, что дети становятся более уверенными в своей безопасности.
«Во время дистанционного обучения школьники стали чувствовать себя изолированными от внешнего мира. Это также негативно сказалось на их психологическом состоянии. В это время очень важно делать для них приятные вещи. Например, готовить или покупать вкусную еду, дарить подарки, читать книги, рисовать. Главное, чтобы дети могли ощущать базовое доверие к миру, не боялись общаться с другими людьми. Также ребенку необходимо чувствовать свою значимость в семье. Мама может сказать своему сыну: «Ты мой защитник!». Такой ребенок станет еще сильнее заботиться о своих младших братьях и сестрах», — добавила психолог.
Она также рассказала, что у подростков мозг еще не до конца сформирован, а когнитивные функции полностью не развиты. У таких детей чаще могут возникать суицидальные мысли, так как они не могут полностью положиться на себя. А зачастую, занимаясь саморазрушением, подростки пытаются привлечь внимание взрослых. Чем спокойнее и увереннее будут вести себя родители, тем больше шансов на то, что с детьми будет все хорошо в психологическом плане.
«Как в случае, когда в семье рождается ребенок с ДЦП или другими отклонениями. Чем быстрее успокоится мама и начнет, вместо того чтобы плакать и жаловаться на судьбу, заниматься реабилитацией, тем быстрее она поможет своему ребенку победить недуг. Поэтому очень важно, чтобы родители взяли все под контроль, в первую очередь свое психическое состояние. А также нужно рассказывать детям, что в любом обществе найдутся люди-подстрекатели, заинтересованные в кровопролитии и ажиотаже. И то, что нужно сторониться таких людей. Так как все мы знаем, что народ Казахстана всегда отличался миролюбием, гостеприимством и толерантностью»,— резюмировала Айжан Кикимбаева.