Предприниматель Улугбек Шарипов посетил саммит 30 under 30, где побеседовал с лауреатами данного списка в Forbes, среди которых Расул Абдулаев, M’dee, Зауре Розмат, Мадияр Толеугали, Татьяна Митина и Данияр Шайкемелов, передает ИА «NewTimes.kz».
Они создают инновационные технологии, занимаются социальным предпринимательством, запускают конкурентоспособные на международной арене стартапы, выводят искусство и шоу-бизнес Казахстана на новый уровень.
Каждый из них поделился своей историей успеха в деле, а некоторые даже признались, сколько зарабатывают на этом.
«У нас же медийный бизнес, значит, сезонный. Сейчас, конечно, все поменялось с учетом того, что происходит. Летом мы плохо зарабатываем, а осень и зима — это наш сезон. Я была номинирована на премию креативной индустрии, мы сдавали отчеты, и там у меня оборот вышел около 200 млн тенге в год», ― рассказала основатель The Steppe Зауре Розмат.
Список 30 under 30 представляли люди из разных сфер. Так, казахстанский хип-хоп исполнитель M’dee даже и не ожидал, что окажется среди лауреатов.
«У меня все отлично, вернулся в Алматы. Пишу новый альбом. В Москве плохо, в Казахстане сейчас лучше. Не хочу загадывать наперед, но у меня есть в некоторых планах сделать свой лейбл», ― признался музыкант.
На вопрос, он останется здесь или уедет за границу, M’dee кратко ответил: «Где родился, там и пригодился».
Далее предприниматель побеседовал с основателем клиники тела Siluetica Татьяной Митиной.
«Это сеть клиник по коррекции тела, самая большая клиника в Казахстане. Цифры колоссальные, учитывая, что мы из 100 квадратов выросли до 500. Оборот пока не хочу озвучивать. В день обслуживаем 70 человек. 21 900 стоит услуга на один час. Обычно два-три часа берут», — рассказала Татьяна.
Кроме того, на мероприятии был основатель такси UVU Мадияр Толеугали. Его команда делает IT-стартап по перевозкам детей и женщин.
«Сейчас мы 2,5 тыс детей возим в Астане, где-то 900 — 1 тыс поездок в день делаем. Все водители — женщины. 600 водителей в столице. За последнюю неделю +400 еще зарегистрировались. Если базу водителей по Казахстану взять, то где-то 40% — женщины. Поэтому они есть, просто они не работают в такси. Это тот момент, когда, в принципе, сектор с точки зрения работы рынка труда большой, но для женщин он был непривлекательным раньше, и мы стараемся это изменить», ― заявил Мадияр Толеугали.
Так, по его словам, водитель у них в среднем может зарабатывать, если подрабатывает только утром (с 7 до 9 утра), 40-60 тыс тенге в месяц, а если full time (с 7 утра до 7 вечера) — до 700 тыс тенге в месяц.
«Комиссия приблизительно 10-15%. Если, допустим, поездка стоит 1 тыс тенге, то 100-150 тенге мы удерживаем. Сейчас на самом деле не такие большие обороты, мы делаем где-то 1 тыс поездок в день. То есть около 1 млн тенге в день. На разработки IT потратили почти 100-150 тыс долларов», — сообщил предприниматель.
Основатель cети Bro glasses Данияр Шайкемелов, в свою очередь, рассказал, как они начинали работать во время пандемии и что имеют сейчас.
«У меня был партнер Рафаэль, основали Bro в 2020 году, в пандемию. Тогда оборот был 30 млн тенге. План 120 млн был, закрыли где-то 115 млн тенге. У нас сейчас 15 магазинов, один в Кыргызстане есть. Франшизу активно продвигаем, еще 4 на открытии стоят», — отметил Шайкемелов.
В конце о своих планах рассказал и основатель NFT Расул Абдуллаев.
«Мы занимаемся NFT, и конечная цель — разработка метавселенной, и экосистемно для этого готовим людей из сфер медиа, IT, бизнеса, чтобы эта тема переходила на web3.0 — новый формат интернета, который основан на технологии блокчейна. Мы туда потихоньку заходим, ребята из Google, Facebook, которые для Илона Маска проекты делали, уже к нам присоединяются. В планах оказывать маркетинг-услуги для топовых брендов. В коллекции будет 10 000 NFT либо 5-7 млн долларов. Мы уже примерно поняли, как работает воронка продаж NFT: ты заранее все продаешь, потом открываешь продажи, и у тебя за минуту все раскупают», — пояснил Расул Абдуллаев.