С давних пор Алматы – город с особым шармом и очарованием – считается культурной столицей Казахстана. Здесь постоянно проходят интересные события и мероприятия по продвижению национальных ценностей. Большой вклад в эту работу вносят сотрудники проектного офиса «Рухани жаңғыру» по городу Алматы. Здесь активно реализуют программу «Рухани жаңғыру» и ведут популяризацию 16-ти спецпроектов, в том числе по развитию творческого потенциала нации и направленных на формирование у молодого поколения духовно-нравственных ценностей. Это и развитие волонтерства, социализация молодежи категории NEET, и участие молодежи в системе жилстройсбережений и другие направления, которые включает в себя «Рухани жаңғыру».Подробнее о нужных для общества проектах корреспонденту ИА «NewTimes.kz» рассказали в управлении общественного развития Алматы.
— Национальный проект «Рухани жаңғыру» состоит из 3 направлений — продвижение ценностей «Рухани жаңғыру» и развитие государственного языка, «Ел рухы», «Тәуелсіздік ұрпақтары». Давайте напомним читателям, каковы их главные цели.
— Основная цель проекта — сохранение национальной идентичности, возрождение культурных ценностей, пропаганда национальных традиций, повышение культурного уровня и духа общества, повышение качества и разнообразия культурных продуктов, а также формирование у молодого поколения духовно-нравственных ценностей.
Первое направление — это дальнейшее продвижение ценностей «Рухани жаңғыру». В целом по данному блоку 38 проектов по поддержке и развития творческого и интеллектуального потенциала нации. Кроме того, в этом вопросе рассматривается мероприятия по обучению государственному языку, такие как разработка инновационных IT-продуктов, перевод на казахский язык популярных анимационных и познавательных каналов, внесение изменений в языковые программы среднего образования, разработка учебников на казахском языке для организаций технического и профессионального образования.
Второе направление — «Ел Рухы», которое объединяет комплекс мер по повышению доступности услуг в сфере культуры, а также продвижения отечественной продукции, в том числе за рубежом. Третье направление — «Тәуелсіздік ұрпақтары», где главный вектор направлен на молодежь страны.
Основной акцент сделан на реализацию мер по решению базовых запросов молодежи (качественное и доступное образование, трудоустройство и обеспечение жильем), создание правовых условий для всестороннего развития молодежи, приобщение к духовно-нравственным и семейным ценностям, вовлечение молодежи в общественно полезные дела, открытие новых возможностей для воспитания конкурентоспособного поколения.
— Какая работа сейчас проводится Региональным проектным офисом Рухани жаңғыру по Алматы?
— Проектный офис «Рухани жаңғыру» осуществляет деятельность по продвижению и реализации программы, популяризации 16-ти спецпроектов через социальные сети, тематические публикации и видеоролики. Проектный офис «Рухани жаңғыру» взаимодействует со всеми структурными подразделениями акимата города, организациями и учреждениями, участвующими в реализации программы.
С экспертным сообществом и научной средой — 8 научно-исследовательских институтами, вузами, средними специальными учебными заведениями, НПО, а также с городскими и республиканскими СМИ, которые осуществляют реализацию мероприятий, проводимых в рамках программы.
Для тесного взаимодействия подписаны меморандумы о взаимном сотрудничестве и партнерстве с 13-ю вузами города. Также с НПО, молодежными и волонтерскими организациями (ГФРМП,общественное объединение «Business Lady Kazakhstan» и др.).
Проектным офисом выпущены порядка 80 тематических видеороликов по популяризации спорта с участием заслуженного спортсмена Казахстана Ардака Назарова; привитию любви к чтению; к 175-летию выдающегося поэта, просветителя и философа Абая; социальный видеоролик «Бумеранг добра»; видеоролик с участием победителей проекта «100 новых лиц Казахстана» от Алматы (Мадина Ашилова, Бауыржан Ракишев, Серик Есматов); с победителями конкурса благотворителей «Жомарт жүрек» за 2018, 2019, 2020, 2021 года; по спецпроектам «Генезис тюркского мира», «Тысяча лет степного фольклора и музыки», «История в кино и телевидении», «Үнем — қоғам қуаты», «Құқықтық мәдениет»; благотворительная акция «Шын жүректен»; поздравительные ролики с участием звезд казахстанской эстрады; поздравительные ролики на 1 мая, 9 мая, к международному дню семьи, международному дню музеев, серия роликов «Тәуелсіздік құрдастары» и др.
Ежедневно обновляется контент на веб-сайте «ruh-almaty.kz», в котором есть вся необходимая информация о деятельности проектного офиса. На сайте размещена информация о сакральных местах города с геоданными. Кроме того, есть сведения обо всех 16-ти спецпроектах программы с обозначением целей и задач.
Открыты рубрики — о библиотеках города, о вузах города, о центрах для молодежи. Также ведется рубрика в рамках «100 новых учебников», где размещены 25-QR кодов книг. Для активного вовлечения молодежи проектный офис постоянно проводит прямые эфиры в Instagram «ruh.almaty», Facebook «Рухани жаңғыру Алматы».
На эти онлайн-встречи приглашают представителей вузов, экспертов, творческую интеллигенцию. Вместе с молодежью организуют онлайн-обсуждения книг по модернизации общественного сознания.
В республиканский сборник лучших практик от города Алматы вошли 5 проектов — «Литературный и историко-познавательный конкурс «Тұлпар мініп, ту алған», «Строительство поликлиники № 36 в Наурызбайском районе на 500 посещений», «Реконструкция и благоустройство главного ботанического сада города Алматы», «Многотомник «Фараби», проект «Зеленая школа».
Ежегодно проводится торжественная церемония награждения победителей конкурса «Жомарт жүрек». За 5 лет победителями городского этапа стали 25 участников, из них лауреатами республиканской премии «Жомарт жүрек» стали 14 победителей.
«Виртуальный MediaDrive, «Тюльпан Fest» и концерты: все для творчества
Проект под таким названием выпустил городской офис Рухани жаңғыру. «Виртуальный MediaDrive — структурированный каталог видео, аудио и других материалов, разработанных и реализованных со дня запуска программы «Рухани жаңғыру». Это видеоролики о сакральных объектах, об истории успеха победителей проекта «100 новых лиц Казахстана», социальные ролики, продвигающие программу, материалы по конференциям, семинарам-тренингам, конкурсам и т.д.
В знак уважения и благодарности старшему поколению сотрудниками офиса совместно с творческой молодежью консерватории имени Курмангазы, Академии искусств имени Жургенова и эстрадно-цирковым колледжем имени Елебекова проведен ежегодный благотворительный концерт «Мейірімді Көктем».
В проекте «Тюльпан Fest» активное участие приняли талантливые дети из общеобразовательных и средне-специальных учреждений. Проведены конкурсы чтецов, детских рисунков, молодых художников, в которых участники выразили свою любовь к родному краю с использованием элемента фестиваля — тюльпана, символа города Алматы.
Арт-работы участников были выставлены на уличной выставке, состоялся гала-концерт с участием около 2 тыс талантливых детей, победителей конкурсов наградили. Литература как часть воспитания и главных ценностей В рамках 150-летия Ахмета Байтурсынова проведен конкурс на лучшую статью среди молодых ученых, филологов, специалистов в области языкознания, магистрантов и докторантов вузов.
Цель конкурса — пропаганда и изучение научного наследия Ахмета Байтурсынулы, формирование у молодежи национального духа и патриотизма, прославление национальных ценностей и наследия Алаш. По итогам конкурса выпущен сборник — «Үздік мақалалар жинағы».
В целях укрепления института семьи и продвижения семейных ценностей организована диалоговая площадка «Ұлағатты отбасы — ұлт құндылығы». Она объединила 7 образцовых семей и молодежь города. В рамках диалоговой площадки сняты видеоролики о примерных семьях и семейных ценностях.
Реализован проект «Формула успеха», его цель — формирование у молодежи должного представления об успешной личности, адаптации к новым реалиям и вызовам. В рамках проекта проводились встречи молодежи с успешными людьми в различных сферах, а также прошел дебатный турнир «Формула успеха».
В рамках 125-летия писателя Мухтара Ауэзова проводится конкурс Лонгрид «Мұхтар Әуезов әлемі» среди студенческой молодежи в целях приобщения современной молодежи к духовному и нравственному наследию казахской литературы и творчеству писателя.
В настоящее время проектный офис продолжает работу по мониторингу и реализации проектов по трем направлениям: «Развитие личности»; «Развитие нации, международное позиционирование»; «Развитие государство, общества, местного сообщества».
— Какие проекты направлены на вовлечение молодежи в волонтерство?
— В Алматы функционируют 28 крупных волонтерских организаций. Из них самые крупные — «Лига волонтеров», «LIDER.kz», «Красный полумесяц», «AlmatyVolunteers» и т.д. В базе данных которых насчитываются более 50 тысяч волонтеров. В целях поддержки волонтерских инициатив и организации работы фронт-офиса в городе, а также в рамках развития благоприятной среды для волонтерской деятельности реализовываются ряд проектов.
В рамках развития инфраструктуры по волонтерской деятельности и повышение потенциала ее участников на базе Молодежного лофт-центра создан штаб фронт-офиса волонтеров (далее — штаб), в состав которого вошли городские волонтерские, медицинские и общественные организации. Выстроена работа с республиканским фронт-офисом. На базе молодежных ресурсных центров еженедельно с их участием проводятся «zoom» встречи и онлайн-курсы по 7 основным направлениям для волонтеров.
В целом, с начала года волонтерами проведено более тысячи городских акций с привлечением более 5 тыс волонтеров, такие как «Лидер кз», «QAMQOR CHARITY», «Лига волонтеров города Алматы» и т.д.
В этом году общественным фондом «Лига волонтеров Казахстана» по Алматы в день реализуются до 10 проектов разных направлений, в том числе и социальных. Каждую неделю проводятся обучающие мастер-классы по образовательным, медицинским направлениям. Кроме того, волонтеры еженедельно посещают детские дома, дома престарелых. В рамках этих проектов охвачено 1687 волонтеров.
Помимо этого, Лига волонтеров Казахстана постоянно занимается эко-волонтерством. Еженедельно организуются субботники, эко акции, где участвуют около 3 тыс волонтеров. На сегодняшний день общественным фондом «QAMQOR CHARITY» (далее — «фонд») реализуются проект «Ulagat».
Он направлен на поддержку взрослого поколения путем привлечения волонтеров в дома престарелых, центры социального обслуживания и иные социальные центры. В рамках проекта фондом обучены и привлечены в социальные центры более 50 молодых волонтеров.
Помимо этого, на базе фонда регулярно проводятся тренинги и мотивационные встречи для обучения новых волонтеров и мотивации действующих волонтеров. С начала текущего года фондом проведены 23 мотивационных встреч и 5 тренингов.
— Какая работа проводится в Алматы для социализации молодежи категории NEET?
— Для Алматы характерен большой приток молодежи из других регионов страны, который носит бессистемный характер. Их адаптация осложняется проблемами с трудоустройством, несоответствием требованиям работодателей. В 2022-2023 учебном году в колледжи зачислены за счет государственного заказа 351 студентов категории NEET, из них 240 студентов в государственные колледжи, 111 студента в частных колледжах.
В целом для комплексной поддержки молодежи из данной категории в городе реализуются ряд социальных проектов, такие как «Дүйсенбілік спорт» по профилактике молодежи категории NEET, созданы 8 молодежных ресурсных центров «Алматы жастары» во всех районах города, в рамках которых трудоустроено более 50 человек, куда может обратиться молодежь по различным вопросам.
Молодежные трудовые отряды «Жасыл ел» охватили в этом году около 2 тыс молодежи из которых 130 — это безработная молодежь категории NEET, также организована деятельность 150 досуговых центров для детей и молодежи, в рамках которых трудоустроено 200 человек, из них — 68 это молодежь и т.д.
Во всех 8 молодежных ресурсных центрах города функционируют специальный штаб по работе с молодежью категории NEET (анонимная психологическая помощь молодежи категории NEET; ведение учета журнала обратившейся молодежи; помощь по вопросам трудоустройства, жилья, поступления в учебные заведения, получения медицинской помощи и др. для молодежи категории NEET и безработной молодежи).
Созданы мобильные группы, которые проводят постоянную консультацию о возможностях для молодежи и проводимых реформах в городе, с выездом на места массового скопления молодежи (базары, ТРЦ, парки, мечети и т.д.), в рамках которых проконсультировано более 8 тыс. чел. из которых 819 молодежь.
— Какие конкретно условия созданы для участия молодежи в системе жилстройсбережений?
— Для поддержки молодежи Алматы в 2022 году продолжена городская программа льготного кредитования «Алматы жастары». Участникам предоставляют льготные жилищные займы под 5% до 18 млн тенге для приобретения первичного и вторичного жилья при наличии первоначального взноса в размере не менее 10% от суммы займа со сроком кредитования до 25 лет.
Возможность приобретения первичного и вторичного жилья — в рамках программы запланирован охват не менее тысячи молодых семей. Среди них — работники бюджетных организаций: медицинские работники, учителя, преподаватели и научные сотрудники вузов и НИИ, сотрудники сферы культуры и спорта, журналисты, работники в сфере социальной защиты населения и правоохранительных органов.
С 18 мая по 1 июня 2022 года через специально созданный сайт almaty-zhastary.kz осуществлялся прием заявлений и документов для выдачи льготных жилищных займов в рамках городской программы льготного кредитования «Алматы Жастары». По итогам приема заявлений поступило 11 199 заявлений.
Выдано 829 жилищных займов. Учитывая большой спрос и высокую заинтересованность со стороны молодежи, реализация данной программы будет продолжена в 2023 году с аналогичным охватом.
— Как бы вы оценили реализацию национального проекта «Ұлттық рухани жаңғыру» в Алматы в 2021-2022 годах?
— На сегодняшний день проект «Ұлттық рухани жаңғыру», безусловно, ориентирован на то, чтобы консолидировать горожан и показать, чем каждый из нас может гордиться, как в пределах своей малой родины, так и в глобальном масштабе. Проект призван нести в сознание культуру мира и устойчивого развития. Как показывает опыт, реализация данного проекта привлекает внимание не только горожан, а также соотечественников, проживающих за рубежом и формирует свой казахстанский брендинг.