Браслеты для будущих мамочек Гульданы Ермагалиевой уже покорили казахстанцев. Владелица ювелирной мастерской готова выйти на мировой рынок, только вот сырья не хватает. Ежегодная квота от Нацбанка для ювелиров лимитирована – не больше 300 кг, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на «Хабар 24».
Впрочем, это не единственная ложка дегтя ювелиров. Другая проблема – налог на добавленную стоимость при покупке сырья. Пять лет просили ювелиры убрать пошлину. В Парламенте крик души, наконец, услышали. От НДС при покупке золота и серебра предпринимателей освободят со следующего года. Правда, остался другой налог – при продаже изделий.
«При том, что потребность ежегодная только на обручальные кольца в Казахстане составляет 360 кг. Соответственно, данная квота не позволяет покрыть даже потребность казахстанского покупателя. 80% наших покупателей – это казахстанцы со всех регионов.
При ценообразовании нам приходится сверху добавлять к стоимости 12%. Соответственно, не все могут позволить себе такие затраты. И наши изделия проигрывают в ценовом сегменте с другими – из России и Турции», — рассказала производитель ювелирных изделий Гульдана Ермагалиева.
В Лиге ювелиров уверены: отмена налога при продаже только положительно скажется на отрасли. Придут инвесторы, построят ювелирные заводы. А пока казахстанскому рынку гордиться нечем: 90% украшений в стране – контрафакт и контрабанда.
«Мы где-то 5% рынка занимаем. Все остальное – контрабанда, Турция, Россия и подделки наши местные. Например, весь Шымкент выпускает, я озвучивал, одну тонну в месяц, это все выпускает Шымкент. Там стоит российская проба, российское клеймо, там нет ничего казахстанского. Потому что они золото берут на теневом рынке.
Мы же не знаем, что с ним он делает. Пошел, заменил бриллиант на искусственный. Это определит только лаборатория. А по закону о защите прав потребителей проходить экспертизу мы должны за счет продавца. Соответственно, он делать этого не будет», — отметил председатель совета Лиги ювелиров Казахстана Кайсар Жумагалиев.
Другая просьба ювелиров – отменить возврат и обмен драгоценных изделий. Нечистые на руку казахстанцы часто пользуются данной нормой и меняют вставки из драгоценных камней. Проверить на месте продавцу подлинность камней очень сложно.
По данным из открытых источников, Казахстан входит в топ-20 стран мира по добыче золота. Ежегодные объемы – до 80 тонн, а вот переработка исчисляется лишь в килограммах. В Мининдустрии есть свое мнение по этому поводу. Озвучили они его в программе «Дневная смена».
«В первую очередь должны отвечать наши из Минфина, Миннацэкономики, которые являются ответственными за данный НПА. Они НДС ввели. Да, в целях пополнения в бюджет, своееобоснование», — озвучил руководитель Управления цветной металлургии и редких металлов МИИР РК Айдар Кожахметов.
Еще один барьер в отрасли – экспертиза ювелирных изделий с религиозной символикой. Для понимания: это четверть всех изделий на прилавках. Проверяют украшения на наличие экстремистских элементов. Экспертиза бесплатная. Но получить разрешение можно только в Астане. Время и расходы на логистику ювелирам никто не возмещает.