пятница, 26 апреля 2024 г.
icon
444.22
icon
476.38
icon
4.82
Алматы:
icon
11oC
Астана:
icon
6oC
1xadv
×

Дефицит дизельного топлива в регионах Казахстана: причины и последствия

Министр энергетики Болат Акчулаков выступил на брифинге с докладом о текущей ситуации на внутреннем рынке ГСМ, передает ИА «NewTimes.kz».

Фото: ИА «NewTimes.kz»
Фото: ИА «NewTimes.kz»

Глава ведомства отметил, что после модернизации трех нефтеперерабатывающих заводов их производственная мощность увеличилась на 3 млн тонн и достигла почти 17 млн тонн/год.

По его данным, за последние пять лет Казахстан увеличил производство бензина почти на 70% (c 3 млн до 5 млн тонн), а дизельного топлива — на 30% (с 4 млн до 5,2 млн тонн). При этом в прошлом году, несмотря на рекордный объем выработки дизтоплива — 5,2 млн тонн, Казахстан ощутил нехватку в некоторых регионах страны.

«Возникший дефицит в объеме порядка 350 тыс тонн (без учета зимнего ДТ) нам пришлось перекрывать за счет дорогого импортного топлива. Между тем потребление основными отраслями экономики, такими как ГМК и железная дорога, оставалось на прежнем уровне. Основными факторами постоянно растущих объемов потребления являются транзитный автотранспорт, а также «серый» экспорт в соседние страны. Так, по самым скромным подсчетам, в прошлом году на долю транзитного транспорта пришлось около 150 тыс тонн дизтоплива. Еще порядка 200 тыс тонн горючего было вывезено «серым» экспортом (по расчетам IHS Markit)», — пояснил министр.

Причиной тому Акчулаков назвал значительную разницу в цене. Он напомнил, что Казахстан входит в список стран с самыми низкими ценами на ГСМ. Например, в России стоимость дизтоплива в среднем составляет 345 тенге за литр, что дороже на 45%. А в Кыргызстане цена выше на 64% и составляет 390 т/л, в Узбекистане оно дороже в два раза — 480 т/л (101%).

«Маржа от перепродажи казахстанского ДТ за границу составляет от 50% до 120% и более, суммарно доходит до $140 млн в год. Ситуация в сопредельных странах оказывает значительное влияние на внутренний рынок Казахстана. К примеру, в марте прошлого года розничные цены на дизельное топливо РФ снизились до уровня цен РК. В результате на приграничных с Россией АЗС существенно снизились продажи топлива, поскольку пропала заинтересованность в вывозе ГСМ из Казахстана. Но буквально через месяц пошел резкий рост розничных цен в соседних странах, и, как следствие, уже осенью, несмотря на увеличение производства ДТ, мы снова столкнулись с острой нехваткой топлива», — сказал глава ведомства.

В этом году диспаритет цен сохраняется, отметил министр. Как итог, в марте был виден рост потребления по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 15%.

По мнению Акчулакова, в такой ситуации казахстанский дизель будет однозначно утекать в другие страны в еще больших объемах. Уже в этом году, по его прогнозам, мы можем столкнуться с дефицитом в объеме до 850 тыс тонн.

«Если раньше дефицит частично перекрывался за счет наращивания объемов производства, то сейчас наши НПЗ работают на пределе своих возможностей. В ближайшие шесть лет существенно увеличить производство ДТ физически невозможно (до расширения Шымкентского НПЗ). Таким образом, Казахстан своим дешевым топливом фактически субсидирует экономики других стран в ущерб собственным национальным интересам», — заявил он.

Далее министр сообщил, какие меры приняло его ведомство по выходу из ситуации:

  • введен запрет на вывоз ГСМ железнодорожным и автомобильным транспортом;
  • приняты законодательные нормы, обязывающие ресурсодержателей продавать ГСМ напрямую заправочным станциям;
  • устранены непродуктивные посредники при поставках нефти и реализации нефтепродуктов.

Кроме этого, для снижения дефицита в августе прошлого года МЭ РК был введен механизм дифференцированных цен (для иностранцев — 450 тенге/литр) и лимит заправки (не более 300 литров в день).

«Однако теневой экспорт всегда находит возможности для обхода ограничительных мер. И каждый раз мы вынуждены в срочном порядке закупать дорогое импортное топливо, чтобы не допустить нехватки», — дополнил глава МЭ.

В заключение он резюмировал:

«Первое, с текущими ценами сколько бы мы не увеличивали производство ГСМ, его всегда будет не хватать.

Второе, с такой разницей в ценах переток в соседние страны как был, так и будет продолжаться. При этом объемы перетока будут только увеличиваться. Никакие ограничительные меры не дадут должного эффекта.

Третье, сохранение диспаритета цен на ГСМ создает стимулы для работы теневого рынка и наносит ущерб национальным интересам Казахстана.

Четвертое, низкие цены на ГСМ не дают возможности привлекать инвестиции и развивать нефтегазовую отрасль, проводить геологоразведку и пополнять ресурсную базу».

По мнению министра энергетики, в целях стабилизации внутреннего рынка ГСМ необходимо снизить ценовую разницу между Казахстаном и соседними странами.

Поэтому министерство энергетики должно пойти на сложный, но в то же время нужный шаг — повысить предельные розничные цены, в частности:

  • на бензин марки Аи-92 и Аи-93 со 182-187 (в зависимости от региона) до 205 тг за литр (рост 11%);
  • цена на дизель составит 295 тенге за литр. Сейчас в зависимости от региона цена варьируется от 230–260 тг.
    (в среднем рост 20%).

Соответствующий проект приказа будет опубликован сегодня.

«Если сейчас не сократить разницу в ценах, то уже в ближайшее время мы столкнемся с тотальным дефицитом топлива. Более того, это закроет пути для дальнейшего развития отрасли и угрожает энергетической безопасности страны», — прогнозирует Акчулаков.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 2
Сочувствую 0
Возмутительно 0