Петропавловский железнодорожный вокзал — одно из самых старинных, красивых и уникальных зданий в стране. Однако, несмотря на то что он расположен в Казахстане, владеет им российская компания «АО «РЖД», передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на «Петропавловск.news».
То, что ж.-д. вокзал — российский, ни для кого не секрет. До недавних пор здесь даже на табло и в билетах указывалось московское время отправления поезда, что создавало неудобства для пассажиров. Даже первая билетная касса «Қазақстан темiр жолы» открылась в Петропавловске только в 2016 году. С 2018 года на вокзале и билетах стали указывать местное время, но станция Петропавловск так и остается на российском участке дороги, так как это часть Транссибирской магистрали. Во время распада Советского Союза страны не смогли поделить несколько территорий. Поэтому за соседним государством остался не только спорный участок дороги на севере Казахстана, но и вокзал.
У Казахстана с Россией взаимовыгодные обязательства, ведь существует и почти аналогичная обратная ситуация со станциями Илецк возле Алтая и Локоть в районе Западного Казахстана. Этими спорными участками страны пытались обменяться, но в итоге решили оставить все как есть, поскольку сложившаяся за много лет инфраструктура не позволяла произвести этот обмен безболезненно. К тому же для Казахстана такое положение дел выгодно еще и потому, что через станцию транзитом проходят составы из России в Россию. Для Северо-Казахстанской области Петропавловское отделение дороги — один из самых крупных налогоплательщиков. Вот уже много лет филиал ОАО «РЖД» ежегодно отчисляет в бюджет от 7 до 9 млрд тенге (по данным сервиса Adata).
Отделение Южно-Уральской железной дороги имеет развитую инфраструктуру. Как сообщается на официальном сайте ЮУЖД, в его состав входят станции, локомотивное и вагонное депо, дистанции пути, механизированная дистанция погрузо-разгрузочных работ, дистанция электроснабжения, дистанция сигнализации и связи, путевая машинная станция, восстановительный поезд и другие. Кстати, была раньше у железной дороги в Петропавловске и собственная инфраструктура для ее работников, часть которой до сих пор принадлежит ОАО «РЖД». В микрорайоне около вокзала действовали собственные детский сад «Гулливер», школа, санаторий-профилакторий «Транссиб», больница, дом культуры, стадион «Локомотив». Были даже собственные инженерные коммуникации и пионерский лагерь.
Читайте также: Оазис на фоне степей: Вокзал Петропавловска, каким его уже не помнят
Санаторий есть у филиала ОАО «РЖД» до сих пор. Большую часть стоимости путевок для железнодорожников и членов их семей оплачивает железная дорога из средств профсоюза. Санаторий работает круглогодично. Летом в нем отдыхают дети железнодорожников.
Большую часть объектов социальной сферы РЖД давно передали на баланс местного акимата.
Во все времена на железной дороге в Петропавловске считалось очень престижно работать из-за хорошей заработной платы. Особенно это ощущалось во время высокого курса рубля к тенге. Работникам не выдавали заработную плату в иностранной валюте, но при расчете переводили средства в тенге по текущему курсу.