Система ОСМС действует уже с 2020 года, а информация о ее реализации постоянно публикуется, многие все еще не вникли, куда уходят взносы и отчисления. В фонде социального медицинского страхования ответили на эти вопросы, передает ИА «NewTimes.kz».
Внедрение системы ОСМС было обусловлено необходимостью увеличения доступности медпомощи, снижения дефицита финансирования. Если в 2019 году на здравоохранение было предусмотрено 1,03 трлн тенге, то на 2023 год – уже 2,5 трлн тенге. Это позволило увеличить количество оказываемых медицинских услуг, соответственно, больше граждан может обратиться за той или иной медицинской помощью.
Деньги за ОСМС поступают в фонд соцмедстрахования?
Многие ошибочно полагают, что платежи за ОСМС поступают в фонд и он может распоряжаться ими по собственному усмотрению. На самом деле все взносы и отчисления, которые оплачивают граждане, поступают на специальный счет в национальном банке, и их нельзя расходовать на иные цели, кроме оплаты за оказанные медицинские услуги.
Куда уходят взносы?
Со специального счета в Нацбанке эти средства направляются в медицинские организации — поставщикам фонда строго на оплату оказанных медицинских услуг в системе обязательного социального медицинского страхования. То есть застрахованные граждане получают всю необходимую по показаниям медпомощь, которая входит в перечень ОСМС,
бесплатно, а оплачивает за них фонд социального медицинского страхования. К примеру, за 2022 год на оплату медпомощи, оказанной в рамках ОСМС, было направлено около 836 млрд тенге.
Сколько средств поступило за ОСМС?
За период с 1 января 2023-го по 30 июня этого года в виде взносов и отчислений поступило 590,8 млрд тенге. Из них отчисления работодателей составили 37,7%, взносы государства за льготные категории населения — 33,2%, взносы работников — 24%, другие плательщики (ИП, работники по договорам ГПХ, самозанятые, самостоятельные плательщики) — 5,1%.
Эти средства ежемесячно направляются в качестве оплаты за оказанные медицинские услуги в системе ОСМС.
Можно ли снять свои взносы, если не обращался за медпомощью?
Система ОСМС является солидарной, а не накопительной. Не имеет значения, обращался ли конкретный человек за медицинской помощью, так как здесь не предусмотрены персональные счета с накоплениями взносов. Казахстанскую модель построили как социально ориентированную, чтобы не ограничивать пациента в объеме и стоимости получаемого лечения, которое ему требуется по состоянию здоровья.
Рассмотрим на примере. При максимально возможном взносе за год гражданин соберет лишь 168 тыс тенге (по 14 тыс тенге в месяц).
Предположим, что эти средства находятся на индивидуальном счете и пациент может использовать их на лечение по своему усмотрению. Однако на эту сумму он сможет получить ограниченный объем лечения. Только стандартный набор анализов, проверка гормонов, наличие инфекций обойдутся в несколько десятков тысяч. А если необходимы УЗИ, кардиограмма, КТ/МРТ и другая инструментальная диагностика?
То есть накопленных за год взносов может не хватить даже на прохождение полноценного обследования для установления диагноза. Затем может потребоваться посещение дневного стационара или госпитализация в круглосуточный.
Если же будут показания на операцию, а их стоимость достигает нескольких млн тенге, то пациент попросту останется без медпомощи. Накопленных средств не хватит, чтобы покрыть стоимость лечения. Такой подход будет невыгоден самому пациенту. Поэтому в отечественной модели системы ОСМС все средства поступают на единый специальный счет в национальном банке. А оттуда они направляются на оплату медицинской помощи, оказанной по ОСМС всем застрахованным гражданам, независимо от категории плательщика и размера осуществляемых им взносов.
Если у вас есть какие-либо дополнительные вопросы или возникли проблемы с получением медицинской помощи, вы можете обратиться в службу поддержки пациентов своей клиники. Если разрешить ситуацию на месте не удалось, можно направить обращение в фонд социального медицинского страхования по удобным для вас каналам связи: мобильное приложение Qoldau 24/7, официальный сайт fms.kz, @SaqtandyrýBot в Telegram, единый контакт-центр 1414.
В фонде также напомнили, что проверить свой статус в системе медицинского страхования и получить информацию о произведенных выплатах также можно на сайте электронного правительства egov.kz в разделе «Здравоохранение» через государственную услугу «Предоставление информации об участии в системе обязательного социального медицинского страхования в качестве потребителя медицинских услуг и о перечисленных
суммах отчислений и (или) взносов».
Напомним, ранее мажилисмен предложил возвращать неиспользованные в ОСМС выплаты.