Общее количество суицидов за январь–октябрь увеличилось на 3,4%. При этом количество самоубийств среди подростков выросло на 30%. За десять месяцев из жизни ушли 169 несовершеннолетних казахстанцев, из них 27,8% составили дети в возрасте от 5 до 14 лет, 72,2% — подростки от 15 до 17 лет. Именно в этой возрастной категории наблюдается активный рост количества завершенных суицидов (плюс 45,2% к аналогичному периоду прошлого года), передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на Ranking.kz.
Больше стало и тех, кто попытался свести счеты с жизнью. Количество попыток суицида молодых казахстанцев в возрасте от 5 до 18 лет за год выросло на 17,8% — с 253 до 298 случаев. Не исключено, что их реальное количество было намного больше, ведь неудачные попытки суицида, которые обошлись без последствий, нередко нигде не фиксируются, считают аналитики. Например, в России незафиксированных попыток подростковых самоубийств в 15 раз больше, чем учтенных. В Казахстане такой информации в открытом доступе нет.
Многолетние данные комитета правовой статистики и специальных учетов генеральной прокуратуры (КПСиСУ ГП) РК говорят об отсутствии четко выраженного тренда подростковых суицидов и попыток. Динамику таких несчастных случаев, скорее, можно назвать скачкообразной, пишет ranking.kz.
Например, после двухлетнего периода роста в первый год пандемии количество самоубийств сократилось сразу на 20,6%, а на следующий год, после окончания локдаунов, показатели вернулись к прежнему уровню. В 2022-м аналитики КПСиСУ ГП РК вновь сообщили о небольшом снижении показателей (минус 11,4%).
Как среди взрослых, так и среди детей от суицидов чаще гибнут представители мужского пола. За январь–октябрь 68% (или 115 случаев) всех подростковых самоубийств пришлось на мальчиков. И именно в этой группе наблюдался значительный рост — плюс 45,6% за год.
Завершенных суицидов среди девочек было в два раза меньше —54 случая. При этом девочки намного чаще, чем мальчики, совершают попытки суицида — 221 против 77. В целом такая же ситуация, которая называется гендерным парадоксом самоубийств, наблюдается для женщин и мужчин во всем мире и объясняется целым рядом социальных и психологических факторов.
«К примеру, исследователи частично объясняют разницу между попытками и завершенными самоубийствами в гендерном разрезе тем, что мужчины используют более смертельные средства, чтобы покончить с жизнью. Масштабы суицидальных мыслей неясны, но исследования показывают, что суицидальные мысли чаще встречаются у женщин, чем у мужчин, особенно среди тех, кто моложе 25 лет. В то же время даже с учетом того, что суицидальное поведение может быть попыткой манипулирования или «наказания» окружающих, к таким попыткам ни в коем случае нельзя относиться недостаточно серьезно, списывая все на «привлечение внимания»: унылое настроение, низкая самооценка, нарушения сна и аппетита, неспособность сосредоточиться, прогулы, соматические жалобы и суицидальная озабоченность — очень частые предвестники завершенных суицидов. Более того, после совершенного суицида риск самоубийства может увеличиться у других людей в сообществе, особенно у друзей и одноклассников погибших детей», — говорится в сообщении.
По социальному статусу лишь в 15% случаев покончившие с собой казахстанские подростки росли в неполных семьях. Основная часть детей, которые уже никогда не станут взрослыми, были из семей, где есть оба родителя. Судя по статистике, 97% умерших несовершеннолетних в последний момент своей жизни были трезвы.
Результаты опросов родственников погибших сотрудниками правоохранительных органов не позволяют в полной мере оценить основные факторы, которые предшествовали трагедиям. В отчетах КПСиСУ ГП РК приводится лишь несколько установленных причин совершения суицида. И они дают представление о природе произошедшего лишь в 10% случаев. Так, за январь–октябрь лишь в 19 из 169 случаев была зафиксирована возможная причина подросткового суицида. Семь детей покончили с жизнью вследствие одиночества и чувства отверженности, пять — из-за ощущения нужды и тяжелого материального положения, три — в результате ссор с родителями или другими родственниками. Один суицид произошел из-за нежелательной беременности в паре, при этом погиб мальчик.
Нет в этой статистике отдельной графы о случаях суицидального поведения подростков из-за буллинга и насилия (физического или психологического), хотя такие факты не единичны. В 2017-2021 годах в стране ежегодно открывалось более 30 уголовных дел по статье 105 УК РК «Доведение до самоубийства». Максимальное количество было зафиксировано в 2021 году: тогда полицейские зарегистрировали 41 такое дело.