четверг, 9 мая 2024 г.
icon
439.43
icon
473.31
icon
4.82
Алматы:
icon
26oC
Астана:
icon
13oC
1xadv
×

Слышащее государство – живой индикатор модели и мировоззрения президента

Обостряются геополитические противоречия и соперничество между государствами. «В такой нестабильный период мы должны действовать в соответствии с нашими стратегическими ориентирами», — резюмировал Касым-Жомарт Токаев на церемонии награждения лауреатов премий «Алтын сапа» и «Парыз». Какие важные законы были приняты в стране за последнее время? И от кого зависит эффективность реализации реформ? Своим мнением поделился политический эксперт Виталий Колточник.

Фото спикера
Фото спикера

— Наше главное богатство – это люди. Поэтому крайне важно создавать все условия для благополучия граждан. Об этом заявил Президент Казахстана во время церемонии инаугурации, чуть больше года назад. Виталий Сергеевич, какие инициативы, озвученные Президентом и претворенные в жизнь за это время, вы могли бы выделить особо?

— Новое слово в молодежной политике. Молодежь при Президенте Токаеве рассматривается в качестве полноправного партнера и субъекта общественных отношений. Молодому поколению доверяют: формула госполитики раньше звучала как «Для молодежи», ныне утвержден принцип «С молодежью» в новой Концепции молодежной политики до 2029 года. Также принят и новый Закон по вопросам государственной молодежной политики и социального обеспечения. Появятся льготные займы и гранты, особые меры поддержки волонтерства, дифференцированные меры занятости разных категорий молодежи.

Следующий важный момент - экономическое измерение справедливости и трудовых прав. Очень яркий индикатор политической воли Токаева и демонстрация его курса – прекращение партнерства с недобросовестными инвесторами, на примере Лакшми Миталла. Он практически всю эпоху независимости Казахстана проводил безответственную и катастрофическую эксплуатацию персонала подконтрольных ему предприятий в угледобыче, горнорудке и металлургии, что приводило к системным человеческим жертвам и оставалось без адекватной реакции государства. Теперь с произволом иностранных инвесторов покончено и обществу дан недвусмысленный сигнал о том, что отныне государство ставит во главу угла права граждан, трудовую безопасность и рациональное использование ресурсов, а также намерено жестко пресекать беспредел олигополий и финансово-промышленных групп. Пришло время социально ответственных инвесторов, придерживающихся нового Общественного договора.

Борьба с семейно-бытовым насилием на новом уровне, как было обещано в предвыборной платформе. Внесены поправки в Административный и Уголовный кодексы, ужесточили ответственность за бытовое насилие как в цивилизованных странах, дела будут возбуждаться даже без заявлений потерпевших по свидетельским показаниям и записям с камер. Приняты новые стандарты специальных социальных услуг для жертв бытового насилия и план комплексной защиты детей от насилия и превенции суицида, то есть, все группы риска защищены от подобных проявлений.

— В уходящем году в Казахстане был принят Закон «О возврате государству незаконно приобретенных активов». Хотелось бы узнать Ваше мнение о данной инициативе Президента? Что необходимо для ее эффективной реализации?

— Как эксперт Общественного совета АФМ скажу, что возвращение незаконных активов в страну означает на идеологическом уровне торжество социальной справедливости, а на экономическом поле – дает базу для обновления страны, трансформации ее экономических и политических институтов, практическое исполнение новых взаимоотношений государства, общества и экономических элит. Сейчас этот процесс неуклонно набирает обороты, хотя основная инфраструктура на административно-политическом уровне создана в виде соответствующей госкомиссии, специального уполномоченного органа в системе Генеральной прокуратуры, и достигнута высокая степень координации действий межведомственного и межгосударственного характера, предоставлен широкий функционал органам финансовой разведки. Цифры неплохие - около 1 трлн тенге возвращено в страну, в том числе из офшорных юрисдикций. Для эффективности этих мер необходима помощь всего общества в лице неправительственных организаций, гражданских активистов, СМИ, частных расследовательских групп. Например, в Западном мире действует много неправительственных структур в данном направлении – OCCRP (Глобальный консорциум по борьбе с коррупцией), «Трансперенси Интернэшнл», «Корнер Хаус», «Британский антикоррупционный форум», российский Госрозыск. Казахстану необходимы подобные альянсы власти и гражданского общества. Борьба за возврат украденных у народа активов должна статью элементом национальной идеи и массовым общенациональным движением – тогда победа неизбежна.

— Главой государства также был подписан Закон, связанный с восстановлением платежеспособности и банкротства граждан. Как реформа повлияет на жизнь казахстанцев? Надо ли, по Вашему мнению, ужесточать систему выдачи займов в Казахстане и менять уровень сознания людей в отношении вопроса получения кредитов?

— Закон о банкротстве – забота об экономической свободе и безопасности населения. Следует воспринимать меры по восстановлению платежеспособности как способы защитить казахстанцев экономически и обеспечить их реальной экономической эмансипацией от долговой нагрузки. Огромный уровень закредитованности населения является однозначной угрозой национальной безопасности и внутриполитической стабильности. Армия обреченных должников, которым нечего терять – лакомый кусок и потенциальное пушечное мясо для экстремизма и общественных потрясений. Глава государства предпринял очень своевременный шаг в плане достижения разрядки социальной напряженности, пресек бесконтрольное обогащение кредитно-финансового сообщества в ущерб интересам широких слоев населения и экономической устойчивости нашей страны. Закон о банкротстве активирует новый уровень финансовой и социальной ответственности финансового сообщества перед гражданами, с другой стороны, переключает население на качественно новый уровень осознанности своего отношения к деньгам и реальным потребностям, заставляет жить по средствам и пресекает иждивенчество. Лазеек для получения легких денег, ценой своей свободы, остается все меньше, ростовщичество как массовое явление также будет поставлено в жесткие рамки. Ситуация, когда получить микрокредит с последующим рефинансированием легче, чем устроиться на работу заканчивается. Естественно, запретительные меры должны сопровождаться финансовым просвещением и финансовой грамотностью: реформы Президента создают для этого надлежащие основы.

— Поговорим о выборном процессе. Президент Казахстана предложил выбирать акимов по-новому. Как Вы оцениваете эту инициативу?

— Нынешний алгоритм выборности акимов придает вектору политических реформ завершенный вид. В Старом Казахстане акимов (причем весьма ограниченный контингент поселкового и сельского уровня) выбирали депутаты маслихатов (выборщики) в рамках косвенного избирательного права и население было фактически отрезано от возможности прямых выборов. Политические реформы отличались сверхконсерватизмом, отсутствовала политическая воля на реальную выборность глав местных исполнительных органов. Сказывалась инертность системы и определенное противодействие консерваторов любым попыткам либерализации, которые воспринимались как покушение на интересы бюрократического аппарата. Действующий Президент Касым-Жомарт Токаев очень последовательно продвигал новые подходы к госуправлению и трансформации политической системы, преодолевая сопротивление переменам со стороны определенных сегментов элиты, и выборность акимов была одной из ключевых точек для перезагрузки модели управления государством. Внедряя поэтапные прямые выборы акимов, наделяя акимов городов и районов статусом политических госслужащих (ранее они были лишь частью административного корпуса, полностью зависимые от вышестоящих акимов) Глава государства передал реальную власть в руки общества. Безусловно, переход на прямые выборы акимов сделал реформы необратимыми и поставил региональных глав под прямой общественный контроль, а также синхронизировал политику с экономикой.

Особенно радует эволюционный характер внедряемых изменений: сначала прямые выборы сельских акимов (2021 г.), далее пилотные выборы отдельных руководителей городов и районов (2023 г.) и намеченное масштабирование на общестрановое электоральное поле с 2024 года. То есть, страна постепенно адаптируется к реалиям демократии без каких-либо шоков и потрясений. Тотальные выборы всех акимов неизбежно привели бы к потрясениям и внутриэлитным войнам вокруг портфелей акимов. Так что мое мнение, избираемые народом акимы - стратегический шаг, свидетельствующий о решимости и несгибаемости намерений руководства страны реформировать республике и сделать ее частью глобального цивилизованного мира.

— Что Вы можете сказать о реализации концепции «Слышащего государства»?

— Слышащее государство – живой индикатор модели и мировоззрения Президента Токаева. Его можно охарактеризовать как модель ООН: ведь Глава государства формировал политическое мышление в структурах международного и межгосударственного масштаба. Для Казахстана это колоссальный шаг вперед – от модели КПСС (прежний курс к упрощению и грубому администрированию по советским шаблонам) к модели ООН (курс Токаева – на модернизацию и, условно говоря, мягкую силу и демократические форматы), в котором совершенно другой уровень сложности и гибкости политических механизмов. Это новый виток политической эволюции страны, ее новая идеологическая прошивка.

Итак, Слышащее государство (Listening State), с которого началось президентство Касым-Жомарта Кемелевича в 2019 года, означает следующее на концептуальном уровне: открытость госаппарата перед обществом, путем цифровизации, диалоговых площадок, прямой обратной связи с населением на основе прямых фидбеков (откликов как в маркетинге), устойчивой сервисной модели (власть – слуга общества), внедрения кросс-платформы в виде электронного правительства, общественных приемных всех уровней, электронных петиций и обращений, укрепления механизмов мониторинга общественного мнения и, самое главное, молниеносной реакции власти на сигналы общества и постоянный общественный контроль.

За эти годы сложилась условная вертикаль\горизонталь Слышащего государства в формате Национального курултая, общественных советов местных и центральных органов, квазигоссектора, консультативно-совещательных органов и экспертных комиссий, зонтичных структур для бизнеса- НПП Атамекен и для НПО – Гражданский альянс. На новый уровень вышли институты гражданского общества, политические партии, профсоюзы и гражданские активисты-индивидуалы. Созданы устойчивые сети социального взаимодействия между всеми звеньями в этой цепи, которая имеет системный контакт с государством и всеми его ветвями власти. Слышащее государство Токаева движется в четко выбранной парадигме «Разные мнения – одна страна». При этом мы наблюдаем взвешенность и поступательность тех методов, с помощью которых государство слышит и слушает общество: удается не впадать в крайности популизма и пресекать попытки манипулирования властью в интересах отдельных общественных групп.

— Внешняя политика Казахстана. Насколько, на Ваш взгляд, в этом году была насыщенная повестка?

— На смену многовекторности пришла сбалансированная дипломатия и национальный прагматизм во внешней политике. Если проанализировать текущий год Казахстана, в контексте международных отношений политики, можно отметить, что РК строго придерживается выбранной позиции глобального нейтралитета. Сложная геополитическая ситуация создает для Казахстана серьезные риски и одновременно наделяет монопольным преимуществами в региональных раскладах, и как показывает практика, преимущества перевешивают. Партнерство усилено практически по всем геополитическим векторам и со всеми центрами силы – как отдельными государствами, так и с региональными и глобальными блоками – Францией, США, ЕС, НАТО, Евразийский Союз, Китай, Тюркский мир, Россия, постсоветское пространство. Казахстан начинают воспринимать как евразийский аналог Швейцарии – универсальной «нетворкинговой и переговорной площадки», где можно согласовать любые противоречия и найти компромисс. В мире постоянных потрясений и коллизий мирового уровня любому государству, чтобы не просто выжить, а процветать, необходимо быть нужным и одной экономической нужности (сырье, продукция, ресурсы) уже недостаточно, важна именно геополитическая миссия. У Казахстан она оформилась и укрепляется, благодаря дальновидной и тщательной взвешенной политики равноудаленности\равноприближенности, смотря с какого угла смотреть.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0