пятница, 22 ноября 2024 г.
icon
494.87
icon
520.65
icon
4.91
Алматы:
icon
1oC
Астана:
icon
-3oC
×

Аким Алматы Ерболат Досаев: «Мне нравится моя работа»

Аким Алматы принял участие в брифинге на площадке службы центральных коммуникаций, где рассказал о развитии мегаполиса и ответил на вопросы журналистов. Редакция ИА «NewTimes.kz» собрала основные тезисы Ерболата Досаева о том, как изменится Алматы в ближайшее время.

Фото пресс-службы акимата Алматы
Фото пресс-службы акимата Алматы

Как будут решать вопрос переполненных школ?

В ближайшие два года в Алматы откроют 22 школы на 37,1 тысячи мест. Начато строительство 13 школ на 23,1 тысячи мест. Подписаны меморандумы с частными инвесторами на строительство и выкуп восемь школ на 12 тысяч ученических мест. Кроме того, по ГЧП будет построена одна школа на 2 тыс. мест.

По словам Ерболата Досаева, к 1 сентября 2025 года дефицит ученических мест будет снижен до «управляемого» уровня. К слову, в этом году в Алматы распахнули двери 17 новых школ. Впервые с 1 сентября запущен проект «Школьный автобус» в 30 школах с охватом 8258 детей. Для этого закуплено 100 автобусов. Открыты два центра инновационного творчества, центры дошкольного и инклюзивного образования. 138 тысяч школьников и 5,7 тысячи детей в дошкольных организациях обеспечены бесплатным питанием.

Проверка хостелов после трагедии

На брифинге у акима Алматы спросили о проверках хостелов после случившейся трагедии. Напомним, 30 ноября пожар в одном из алматинских хостелов унес жизни 13 человек. В помещении на момент происшествия было 72 человека.

«Трагедия обнажила проблему. Во-первых, нерегулируемость этой сферы. После 2016 года и либерализации строительно-монтажных работ и строительства... Целевое назначение было магазин, они его взяли в управление и переделали (под хостел — прим. автора). При этом все является в уведомительном порядке. Главное, что они не подали заявки как положено, например, в ДЧС проверить себя, почему открыли хостел в подвальном помещении. Я очень надеюсь, что мы все возвращаемся в правовое поле с 1 января, особенно МСБ, ИП, наконец, будут в полном объеме выполнять необходимые требования, а не находиться в погоне за лишней прибылью (...) Столько молодых людей там — не только студенты, курьеры и другие. Это связано с тем, что 35 вузов, почти 200 тысяч студентов, но у нас дефицит общежитий, потому что 62% — иногородние студенты, 33 тысячи мест дефицит. До 2030 года город и вузы подготовили программу, в этом году вводим почти 4 тысячи мест, а также планируем на следующий год. Мы сдали проектный офис, куда собрали предложения и заявки инвесторов. У нас есть 114 заявок на 42 тысячи мест, из них 30 тысяч — те, которые будут строить вновь», — сказал Ерболат Досаев.

Он сообщил, что в настоящее время в городе активно проводится проверка всех зарегистрированных хостелов.

«Эту работу завершим до конца года и публично скажем, что соответствует или нет стандартам. Мы внесли предложение в правительство: все, что связано с обслуживанием людей и обеспечением безопасности, должно жестко регулироваться», — добавил аким.

Всего в работе 47 проектов на 42 452 койко-места, из которых 33 объекта предусматривают строительство новых общежитий на 38 740 койко-мест, 15 — реконструкцию существующих объектов под общежития на 3712 койко-мест. По проектам остальных 67 инвесторов ведется поиск земельных участков.

Сейчас в 23 хостелах Алматы живет около 3,8 тысячи студентов. До конца 2025 года в городе создадут 12 тысяч койко-мест, а до конца 2030 года — еще 20 тысяч, что позволит полностью решить проблему дефицита общежитий.

По изменениям в закон «Об образовании»: с 1 сентября текущего года ужесточены квалификационные требования по предоставлению жилплощади для студентов и обеспечению их общежитиями. Теперь вузы будут лишаться лицензии и не смогут осуществлять образовательную деятельность в случае несоблюдения этого условия.

Троллейбусный парк обновят на 100%

Один из самых злободневных вопросов для Алматы — работа общественного транспорта. Его периодически обсуждают в соцсетях, показывая переполненные салоны автобусов и толпы пассажиров на остановках. В 2024 году в Алматы планируют купить более 1100 новых автобусов. А в этом году автопарк города пополнили 1150 экологически чистых автобусов.

«Основная часть автобусов поступила в начале декабря. Сейчас идет активная приемка, 600 автобусов закуплены за счет средств местного бюджета, потрачено 60 млрд тенге, и 550 — за счет частных перевозчиков. На следующий год мы предполагаем, что закупим более 1100 новых автобусов совместно, при этом частные перевозчики не смогут покупать дизельные автобусы. Если говорить о 32-м маршруте, на котором мы в прошлом году проехали, до конца декабря на маршруте будет 25 автобусов, интервал сократим до 7-8 минут», — пообещал Ерболат Досаев.

По его словам, с нового года интервал сократят на 22 новых маршрутах, автобусы на 23 маршрутах подлежат замене. Также у акима спросили о судьбе троллейбусов, как будет развиваться это направление общественного транспорта.

«Впервые за последние 11 лет в Алматы было приобретено 100 троллейбусов, в 2024 году планируется приобрести еще 100 единиц, которые позволят обновить троллейбусный парк на 100%. В Алматы активно развивается метро. В текущем году запущено три дополнительных подвижных состава. Интервал движения снижен до 5 минут 38 секунд. В результате пассажиропоток метро увеличен до 100 тыс. человек. В целом по итогам 2023 года пассажиропоток в общественном транспорте увеличился до 1,5 млн человек в сутки — с 1,2 млн в 2022 году», — отметил аким Алматы.

Он сказал, что к 2025 году автобусный парк будет 100% переведен на экологический вид транспорта. Сейчас городу не хватает 800-1000 автобусов.

«Если будут дополнительные доходы, мы будем закупать новые автобусы. Мы хотим повысить качество перевозок. Думаю, что скоростной общественный транспорт станет основой транспортного каркаса города Алматы в среднесрочной перспективе», — уверен Ерболат Досаев.

Алматинский смог. Когда будет чистый воздух?

Традиционная тема для мегаполиса, прозвучавшая и на этом брифинге, — вопросы экологии и смога в городе.

«Вопросы качества воздуха находятся у меня на первом месте. Никто не создает отдельные капсулы, в которых дышит только чистым воздухом. Мы все живем в Алматы, наши дети дышат. Уровень заболеваемости и аллергии достаточно высокий», — признал Ерболат Досаев.

Аким перечислил несколько главных источника загрязнения воздуха. По итогам 2022 года в воздух было выброшено 127 тысяч тонн вредных веществ, из них 55 тысяч тонн — транспортом.

«Если на начало года в Алматы было зарегистрировано 530 тысяч машин, то на 1 декабря — 597 тысяч, то есть ежегодный прирост — 60 тысяч машин. Развитие общественного транспорта является приоритетом, чтобы люди имели выбор, ездить на личном авто или на общественном транспорте», — сказал Ерболат Досаев.

Он отметил, что 36% объема загрязнения приходится на стационарные источники.

«Это вопрос ТЭЦ-2 в основном. До конца 2026 года она будет полностью модернизирована, мы перейдем на газ, и значительно снизятся объемы выбросов. Остался частный сектор — это не жилые дома, которые мы хотим газифицировать до конца года на 100%, а различные небольшие предприятия, бани, столовые, которые не пользуются газом. Мы предложили инициативы по ужесточению норм экологического законодательства, связанных с выбросами. Это вопросы техосмотра машин, о том, какие предприятия не имеют права использовать те или иные источники топлива, обязаны перейти на газ», — сказал Досаев.

Нужна равная среда для всех К концу 2025 года в Алматы обещают 30% социальных объектов адаптировать для маломобильных людей. В городе впервые проводится паспортизация объектов городской инфраструктуры. В 2023 году охват составил 7,5 тысячи объектов. Адаптацию социальной инфраструктуры, в частности установку пандусов, вспомогательных поручней, тактильных плит в поликлиниках, больницах, ЦОНах планируют провести до конца 2025 года.

«До 2030 года будет проведена паспортизация с последующей адаптацией в театрах, музеях, библиотеках и других объектах культуры. Таким образом, к 2030 году будут адаптированы 75% городских объектов. Надеюсь, частные организации тоже придут к тому, чтобы все горожане чувствовали себя в равных условиях и имели доступ к любым благам», — отметил Ерболат Досаев.

В Алматы продолжает работу инватакси, услугами которого пользуются около 2 тысяч человек. В 2023 году количество специализированных автомашин было увеличено с 64 до 100 единиц. Кроме того, ежегодно увеличивается объем финансирования на социальную поддержку лиц с инвалидностью. По сравнению с прошлым годом бюджет вырос на 40%.

Сейсмоаудит зданий

В Алматы с октября 2023 года проходит сейсмоаудит зданий. Его цель — усиление сейсмической безопасности. Аудит охватывает 16,7 тысячи объектов.

«По инициативе акимата вносятся изменения в законодательство, предусматривающие компетенцию маслихата Алматы по утверждению правил по застройке территории города Алматы, а также целесообразности привлечения научно-исследовательского института для технического сопровождения и приемки сложных объектов города. Кроме того, предусматривается наделение местных исполнительных органов функцией градостроительного контроля на предмет сейсмостойкости объектов», — сказал аким Алматы.

Полностью завершена установка 28 сейсмостанций раннего оповещения о землетрясениях. Определены 545 пунктов приема пострадавшего населения при ЧС. Завершено строительство пожарного депо в Бостандыкском районе. Ведется работа по приобретению двух пожарных коленчатых подъемников на 75 метров и одного подъемника на 90 метров.

Новые точки притяжения

За два года площадь парков Алматы увеличилась почти на 400 гектаров. В городе планируют разбить три новых парка — в м-нах Ожет, Кемель и вдоль русла реки Боралдай, а также реконструировать и благоустроить три парковые зоны — рощу Баума, парк первого президента РК и набережную реки Большая Алматинка.

«Мне нравится» — Досаев о работе акима 

На брифинге акима Алматы попросили прокомментировать прогнозы некоторых экспертов о назначении его в будущем на пост премьер-министра.

«Этот вопрос мне задавали в ходе моего прошлого выступления в СЦК в июне. Сегодня я рассказал вам о планах, что мы собираемся сделать по развитию Алматы. Я исключительно сосредоточен на нынешней работе. Если спросите, нравится ли мне эта работа с учетом всего, что происходит, отвечу: да, мне эта работа нравится. Она очень созидательная, и я хочу продолжать свою деятельность, — сказал аким. — Еще раз спасибо за внимание к моей персоне, но пока в моих планах, как я говорил, реализация незаконченных мероприятий по развитию города».

Судьба временного хранилища автобусов

На брифинге у акима спросили о судьбе «кладбища для автобусов» — территории, где стоит неиспользуемый общественный транспорт. Видео оттуда несколько месяцев назад появилось в соцсетях и вызвало вопрос у горожан, почему автобусы не выходят на городские линии. Ерболат Досаев сообщил, что «кладбище автобусов» на частной территории в Алматинской области утилизируют в течение двух лет и в будущем такие хранилища в городе создаваться не будут.

«Мы проведем работу по утилизации и списанию автобусов, которые там в настоящее время находятся», — сказал аким мегаполиса, подчеркнув, что каждый автобус пройдет техобследование.

В обследовании участвует ревизионная комиссия маслихата и специализированные организации. По его словам, ревизию планируется завершить весной следующего года. Тогда же Алматинской области передадут 157 автобусов.

Также акиму Алматы задали вопрос о незаконных строениях на рынках. В отношении недобросовестных собственников рынков приняты следующие меры: по шести рынкам вынесено решение суда о частичном сносе («Карим», «Оптовка», «Арыстан», «Тигрохауд», «Ушконыр», «Жетысу-Семиречье»); по трем рынкам выявлены нарушения норм действующего законодательства и направлены в суд иски, еще по 27 рынкам иски инициируются.

Ликивдировать планируется шесть рынков, на их месте будут построены четыре общественных пространства («Бахар», «Алтай», «Умит», «Рахат»), одна станция метро («Барлык») и одна школа по программе «Комфортная школа» («Ақ орда»).

Что думаете об этом?
Нравится 1
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0