пятница, 22 ноября 2024 г.
icon
494.87
icon
520.65
icon
4.91
Алматы:
icon
1oC
Астана:
icon
-2oC
×

Оптимальную модель оказания соцпомощи казахстанцам назвал эксперт

Выступая на расширенном заседании правительства 7 февраля, Касым-Жомарт Токаев поручил кабинету министров повысить эффективность и адресность социальной помощи казахстанцам. По его словам, поддержка нужна действительно нуждающимся людям, а не живущим в своих домах и имеющим дорогие автомобили. Каких изменений в связи с этим требует модель оказания соцпомощи? За ответом на этот и другие вопросы автор ИА «NewTimes.kz» обратилась к аналитику Центра социологических исследований Казахстанского института общественного развития Темірлану Төлеу.

Andy_Bay/ pixabay
Andy_Bay/ pixabay

— На ваш взгляд, какие социальные группы или категории граждан прежде всего нуждаются в социальной поддержке?

— Наверное, я бы условно разделил таких граждан на три категории. Первая — малоимущие семьи, особенно с детьми, которые могут испытывать трудности с обеспечением жизненных базовых потребностей. В данном контексте я бы хотел уделить внимание детской бедности, потому что она может иметь далеко идущие последствия.

Вторая — люди с низкими доходами, которые могут столкнуться с финансовыми трудностями при выплате коммунальных услуг, приобретении продуктовой корзины, особенно подорожавшей за последний год. Также внимания требует и определенная часть молодежи. Большинство проблем, возникающие у молодых людей — лудомания, отрицательное сальдо миграции, большое количество разводов. Отчасти эти явления происходят из-за низких доходов или их полного отсутствия.

Третья группа — пенсионеры, особенно одинокие, пожилые люди с инвалидностью. Им постоянно требуются лекарства и медицинские услуги. 

— По поводу слов президента о том, что помогать нужно действительно нуждающимся людям, а не живущим в своих домах и имеющим дорогие автомобили. Эта тема периодически поднимается властью. На ваш взгляд, как такой подход поможет улучшить социальную помощь именно для нуждающихся? 

— В обществе разных стран имеет место социальное неравенство, как и ситуации, когда те, кто нуждается в помощи, не пользуются ею, а у кого и без того хорошее материальное положение — не отказываются. В целом доступ к социальной поддержке для наиболее уязвимых категорий жителей способствует более справедливому распределению ресурсов.

В казахстанской практике есть очень показательная история, когда во время карантина государство выплачивало гражданам по 42 500 тенге. Их получали и работающие, и безработные. Мы видим, что механизму оплаты для категории нуждающихся граждан требуется некоторая доработка. Наверное, необходимо сначала выявлять таких граждан (остро нуждающихся в поддержке государства — прим. ), а также усовершенствовать механизмы оказания социальной помощи. Условно говоря: меньше бюрократии и более удобная процедура для оформления выплаты. Нередко у людей возникают трудности с пониманием всех этих процессов, к примеру, диджитализацией. 

— Президент отметил, что правительству предстоит детально изучить возможные варианты и определиться с новой моделью предоставления социальной помощи населению. Какие аспекты помощи в первую очередь должна охватывать такая поддержка? 

— В первую очередь, необходимо точно определять доходы населения. К сожалению, у нас часто распространена практика уклонения от налогов. Яркий пример — выплата алиментов, когда человек имеет один доход, а официально «показывает» намного меньше. В частности, такие факты требуют пристального внимания. То есть люди скрывают свои доходы и потом претендует на социальную помощь, тогда как те, кому она действительно нужна, остаются без поддержки. 

— Как вы считаете, в каких изменениях нуждается модель оказания социальной помощи и поддержки?

 — В Казахстане есть немало программ для молодежи, но многие молодые люди не знают о них. Это если и не в классическом виде социальная помощь, но все же поддержка от государства. Думаю, здесь необходимо работать и над разъяснением программ, и упрощением участия в них. Из недавних кейсов можно привести в пример закон «О восстановлении платежеспособности и банкротстве граждан Республики Казахстан». Возможно, не все казахстанцы осведомлены о возможностях этой практики. Поэтому аспект информирования очень важен.

Что думаете об этом?
Нравится 1
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0