Вице-министр национальной экономики Азамат Амрин выступил на публичных слушаниях по петиции касательно утильсбора в Алматы. По его словам, протекционизм и налоговые льготы применяются во всех странах мира.
Азамат Амрин ответил на тезис авторов петиции по недополученным за 8 лет сотни миллиардов налогов и таможенных сборов.
«Предоставление налоговых льгот — это нормальная практика, она соответствует и в целом экономической политике, и международному опыту. В первую очередь это то, что льготы даются в начале пути, то есть когда производство только собирается делать. И вот те льготы, которые были предоставлены, как раз в 2016 году и были предоставлены. Но производства еще нет. И если не будет льгот, то и производства, соответственно, не будет. Вот те потери, которые есть, — это условные, мы их называем, в отличие от прямых потерь, то есть прямые, это когда поступают налоги в бюджет и предоставляется освобождение, соответственно, идут прямые потери. А когда условные льготы, то есть предоставление льгот, появляется само производство. Поскольку производство появляется, начинаются генерироваться доходы, соответственно, поступают налоги, которых не было в свое время. И поэтому в таких случаях при анализе всегда надо сравнивать, когда такой анализ делается, сравнивать ноль, то есть не было производства», — отметил вице-министр.
По его словам, весь сектор автопрома и производства сельхозтехники заплатил в совокупности более 170 миллиардов тенге налогов.
Азамат Амрин подчеркнул, что благодаря предоставленным мерам с 2017 по 2023 год доля машиностроительной отрасли в экономике страны выросла с 1,2 до 2,4%, а в обрабатывающем секторе — с 10,6 до 19,5%. Объем производства в отрасли увеличился в 4,3 раза — до 4,3 трлн тенге, из которых 1,9 трлн тенге приходится на автомобилестроение. По его информации, только за 2023 год было произведено 148 тысяч единиц.
Вице-министр национальной экономики Азамат Амрин отметил, что государственная поддержка производителей приводит к значительным мультипликативным эффектам. Он привел в пример Южную Корею, где автопром существует уже 50 лет. В 1974 году правительство Южной Кореи ввело высокие тарифы на импорт автомобилей и освободило от пошлин компоненты для местного производства. Эти меры способствовали развитию автопрома и созданию рабочих мест. По словам Амрина, даже сегодня в Южной Корее продолжаются меры государственной поддержки автопрома.
«И если говорить о петиции, то на основании всех доводов, которые были озвучены, петиция не поддерживается», — подытожил спикер.