Казахстанцев заманивали в магазины большими скидками. Повсеместные распродажи устроили в честь Всемирного дня шопинга. По статистике в нашей стране чаще всего покупки совершают алматинцы. Только за последние два месяца они оставили в магазинах 700 млрд тенге. А это в три раза больше, чем в других городах, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на ТК КТК.
Абай Арызбаев сегодня специально проснулся пораньше, чтобы прийти в магазин одним из первых. Всемирный день шопинга, говорит он, отмечает как свой день рождения. Только без шумной компании и не в заведении. А в одиночку и с музыкой в наушниках. И таких, как Абай, очень много. Согласно статистике, самые заядлые шопоголики живут в Алматы, Астане и Карагандинской области. Именно там ежемесячно каждый житель оставляет в магазинах, в среднем, больше 120 тыс.
«В детстве у меня особо многих таких вещей не было. Ну, как все, донашивали за братьями, все такое было. Но вот сейчас я сам зарабатываю, самого себя обслуживаю, можно сказать, и мне просто нравится новые вещи покупать. Каждый день в новом ходить. Я пытаюсь приходить, когда Black Friday, когда акции. Потому что, ну, деньги не резиновые и хочется их тратить. Я работаю 5 на 2. В основном, в выходные дни я иду и закупаюсь», – говорит Абай Арызбаев.
Праздник покупок и скидок берет свое начало в Китае. 30 лет назад студенты там начали отмечать День холостяков. Ежегодно 11 ноября в Поднебесной устраивались шоу и концерты для одиноких людей. С 2009-го китайские маркетологи начали использовать эту дату для проведения распродаж, как еще один способ отдыха для одиночек. И эта традиция быстро стала популярной во всем мире.
«Я студент. И ходить обновлять свой гардероб в акционные дни очень удобно. Хоть сейчас и есть масса онлайн-сервисов. Особенно из Китая, где вещи по очень низким ценам. Я предпочитаю прийти лично. Пощупать, померить товар. Чтобы не пришлось потом делать возврат или столкнуться с плохим качеством», – сказал Амангали Недирбаев.
Всемирный день шопинга для продавцов тоже большой праздник. Магазины готовятся тщательно и заранее. В этот день можно хорошо заработать.
«Мы остаемся на ночные работы. То есть делаем переоценки товаров, вынос зала. Допустим, мы выносим одежду. Готовим зал к акциям. Также выносим постеры, клеим. В выходные и акционные дни обычно больше народу в ТРЦ. Соответственно, сотрудников в магазине тоже больше», – рассказал продавец-консультант Алиби Шакизат.
Психологи же советуют совершать покупки в меру. Шопинг вызывает привыкание, от которого потом сложно избавиться. Его даже сравнивают не много не мало с игроманией, алкоголизмом и наркоманией.
«Шопоголизм – это такая же мания, как, например, алкоголизм, наркомания, игромания. И на сегодняшний день это, конечно, берет свои корни из детских травм. Здесь могут быть две проблемы. Первая проблема – родители все разрешали. То есть все ребенку покупали, все позволяли. Ни в чем не отказывали. И вторая проблема – это ребенок вырос в спартанских условиях. То есть в условиях лишения всего. И в таких условиях ребенок вырастает человеком, который думает: «Вот я вырасту сейчас и буду себе позволять все», – прокомментировал психолог Даниал Файзуллаев.
Пока одни позволяют себе все, другие – активно этим пользуются. Существуют даже специальные приемы, которые заставляют людей, не раздумывая покупать товары. Зачастую совершенно ненужные.
«Почему обычно на кассах впереди выставляют дешевую продукцию? Потому что для того, чтобы приобрести что-то дешевое, у нас обычно уходит меньше времени на выбор этого самого дешевого и на решение купить что-то дешевое, чем что-то дорогое. Именно поэтому на кассах стоят шоколадки, носочки и так далее. Прежде, чем покупать любой товар на ажиотаже, на эмоциях, нужно знать, что маркетологи знают, на какие боли нужно давить, чтобы вам продать продукт», – прокомментировала специалист Казахстанского клуба маркетологов Салтанат Каиртаева.
Чтобы не совершать эмоциональные покупки, о которых вы потом будете жалеть, специалисты дают несколько советов. Во-первых, заранее прописать список нужных вещей. А еще всегда совершать шопинг с кем-то. Тогда есть надежда, что другой человек сможет вовремя отговорить вас от ненужных трат.
Напомним, ранее давка из-за распродажи произошла в одном из алматинских ТРЦ. Видео появилось в соцсетях. Толпа была настолько плотной, что снесла несколько торговых точек.