Министр торговли и интеграции Арман Шаккалиев заявил, что казахстанцы стали всё чаще жаловаться на качество товаров на иностранных маркетплейсах, и эту проблему нужно как-то решать, сообщает ИА «NewTimes.kz».
Он считает, что эти проблемы возникают из-за того, что иностранные маркетплейсы и продавцы находятся вне юрисдикции Казахстана. Это создает риски для потребителей, которые не могут полноценно защитить свои права.
«С развитием трансграничной онлайн-торговли, растет количество жалоб потребителей на зарубежные маркетплейсы. Ввиду значительных расстояний между странами, выполнение требований по возврату или обмену товаров зачастую становится невозможным. Кроме того, товары, приобретаемые через иностранные интернет-магазины, не проходят процедуру сертификации, что ставит под угрозу безопасность и качество продукции. В этой связи считаем необходимым законодательное регулирование данных вопросов», – сказал он на заседании правительства РК.
Ведомство провело анализ международного опыта в этом вопросе. Во многих странах, как утверждает Шккалиев, к этому подходят достаточно строго.
«Принимаются «жесткие» нормы в сфере налогового законодательства, за нарушение авторского права, представленный некачественный и небезопасный товар. Особое внимание уделяется вопросам защиты прав потребителей и защиты персональных данных», – заявил он.
Вот и в Казахстане судя по всему решили взять под контроль иностранные маркетплейсы. Минторговли предлагает ввести обязательные условия для работы иностранных платформ, не ниже чем для отечественных, в части соблюдения требований по безопасности товаров, борьбы с контрафактом, защите прав потребителей, хранению и защите личных данных, налоговой и таможенной прозрачности.
«По опыту ЕС предлагается внедрение электронной платформы для регистрации иностранных интернет-платформ и магазинов», – добавил он.
По словам Шаккалиева, предполагаемые изменения в законодательстве повлияют на структуру рынка, но не приведут к значительному росту цен. Анализ, охвативший 400 тысяч покупателей и 10 тысяч бизнесов, показал, что меры, направленные на защиту прав потребителей и улучшение товарной прослеживаемости, не вызовут удорожания, особенно на высококонкурентных рынках, таких как бытовая химия.
Большинство экспертов считают, что розничные цены останутся на прежнем уровне, поскольку рынок уже сформирован, а основные маркетплейсы, такие как Ozon и Wildberries, работают в правовом поле Казахстана. Для платформ, еще не зарегистрированных в стране, например, Tmall и Pinduoduo, удорожание также маловероятно, так как их ценовая политика и затраты не изменятся из-за новых требований.
Министр добавил, что на сегодняшний день отсутствуют расчеты и конкретные доказательства, подтверждающие значительный рост цен. Публичные обсуждения продолжаются, и при появлении обоснованных данных они будут учтены. Однако предлагаемые изменения не вводят новых требований, а лишь дублируют действующие нормы, не затрагивая факторы производства и не создавая дополнительной нагрузки на рынок.
Возить товары из Китая – несложно и недорого, главное –знать, что именно покупать. Журналист ИА «NewTimes.kz» Владислава Гришина выяснила, что чаще всего заказывают казахстанцы на маркетплейсах, как устроен рынок онлайн-магазинов и сколько можно на этом бизнесе заработать.