вторник, 5 ноября 2024 г.
icon
489.36
icon
533.45
icon
4.99
Алматы:
icon
14oC
Астана:
icon
-2oC
×

Товары из Китая: как устроен рынок и что нужно знать казахстанцам

Возить товары из Китая – несложно и недорого, главное - знать, что именно покупать. Журналист ИА «NewTimes.kz» Владислава Гришина выяснила, что чаще всего заказывают казахстанцы на маркетплейсах, как устроен рынок онлайн-магазинов и сколько можно на этом бизнесе заработать.

Фото: ИА «NewTimes.kz»
Фото: ИА «NewTimes.kz»

Что чаще всего казахстанцы заказывают на маркетплейсах

В 2024 году Freedom Finance Global исследовала поведение потребителей товаров и услуг на маркетплейсах, опросив две тысячи потребителей электронной коммерции из всех регионов Казахстана.

Наиболее часто приобретаемой категорией товаров на онлайн-площадках стали предметы одежды и обуви для взрослых. В топ категорий вошли косметика и парфюмерия, средства гигиены, хозтовары, смартфоны и планшеты, электроника, мелкая бытовая техника для кухни, компьютеры и ноутбуки. Конечно, люди всегда начинают с малого, так сказать, с первого пробного заказа. В ход идут чехлы для телефонов, какие-нибудь другие аксессуары и бижутерия. Когда доверие к приложению возрастает, люди могут совершать довольно крупные заказы.

28-летний житель Астаны Жеткизген Жугенбай работает оператором выдачи китайских товаров в JANA POST. По его словам, казахстанцы заказывают из Китая не только мелкие товары, но и бытовую технику, которая обходится в несколько раз дешевле, чем в местных магазинах.

«Был случай, когда клиент заказал из Китая холодильник. В Казахстане такой стоит свыше миллиона тенге, а из Китая удалось привезти за 380 тысяч, доплатив за вес 150–200 тысяч тенге. В итоге общая сумма составила около 600 тысяч тенге, что все равно значительно дешевле, чем у нас», - рассказал Жеткизген Жугенбай.

Сам Жеткизген предпочитает заказывать товары с китайского маркетплейса Taobao.

«Лично мне больше нравится Taobao, так как там можно найти брендовые вещи, а их качество значительно лучше, чем на PinDuoDuo. Даже с учетом оплаты товара и веса, общая стоимость выходит в два-три раза дешевле, чем в Казахстане. Русскоговорящие покупатели чаще выбирают Temu, поскольку приложение доступно на русском языке, а остальные отдают предпочтение PinDuoDuo».

Приложение Temu недавно ворвалось на казахстанский онлайн-рынок, и его главное преимущество перед PinDuoDuo – это удобство для русскоязычных пользователей: интерфейс и товары переведены на русский язык. Кроме того, доставка с Temu проходит легче и быстрее, что делает его привлекательным для покупателей.

Легко ли заработать на маркетплейсах?

Кроме покупок дешевых товаров, многие казахстанцы стремятся заработать на маркетплейсах: кто-то создает авторские курсы по навигации в китайских приложениях, делится советами о том, какие товары стоит заказывать. Астанчане тоже активно включаются в эту волну – в городе открываются магазины с китайскими товарами. Примером может служить магазин Topcut, где цена на все товары составляет всего 500 тенге.

Этим способом заработка воспользовалась и жительница Алматы Назгуль Ашеева, которая согласилась рассказать о своем опыте. 

После окончания университета Назгуль начала работать по профессии, параллельно развивая свой магазин на платформе Kaspi. Именно тогда она приобрела опыт в продаже товаров из Китая, когда эта ниша еще не пользовалась широкой популярностью. Сейчас Назгуль является экспертом по закупкам из Китая и проводит обучающие курсы для тех, кто хочет освоить эту сферу.

По мнению Назгуль, зарабатывать исключительно на PinDuoDuo и получать чистую прибыль сегодня сложно, так как о платформе уже знают многие. Поэтому успех во многом зависит от надежности поставщика и правильного выбора товаров.

«Сегодня о PinDuoDuo знают практически все, и много на нем не заработаешь. Однако, если найти надежных поставщиков с высокомаржинальными товарами на платформах вроде 1688 или в WeChat, можно получать стабильный и хороший доход».

Алия Кусаинова из Борового тоже нашла себя в закупах китайских товаров.

Все началось с поиска уникальных вещей и игрушек для своей дочери, потому что в местных магазинах их не было.

«Мой путь начался с поиска уникальных и доступных товаров для дочери на китайских маркетплейсах. Столкнувшись с нехваткой подобных вещей в местных магазинах, я решила делиться своими находками с другими мамами. Постепенно это увлечение переросло в бизнес, и я углубилась в изучение закупок, логистики и китайских платформ. Моя экспертиза формировалась благодаря постоянному обучению и практическому опыту. Сегодня я уже помогла многим казахстанским мамам и предпринимателям освоить эту сферу и начать зарабатывать. Кроме того, я занимаюсь оптовыми закупками для хозяйственных предприятий, обеспечивая их необходимыми товарами по доступным ценам».

Однако, по мнению женщины, заработать на маркетплейсах без системного подхода невозможно. Необходимо понимать, какие товары востребованы, регулярно анализировать рынок, правильно выбирать поставщиков, учитывать логистику и наладить эффективное взаимодействие с клиентами. 

По мнению эксперта, курсы с наставниками и франшизы готового бизнеса часто не приносят продавцам на маркетплейсах реального дохода.

«Я считаю, что хороший бизнесмен не будет создавать себе конкурентов. Реальные ниши и «сливки» они оставляют за собой. Настоящий наставник научит правильно делать заказы, поможет избежать ошибок и даст необходимые инструменты. Однако пользоваться этими знаниями нужно учиться самостоятельно. Многие мои ученики достигли хорошего дохода благодаря тому, что я просто научила их заказывать на маркетплейсах. Я не учила их зарабатывать — это они уже сделали сами», – рассказала эксперт.

«Многие курсы и франшизы предлагают универсальные решения, не учитывающие индивидуальные особенности предпринимателей и их целевой аудитории. Настоящий результат приходит от глубокого погружения и опыта, а не от «готовых схем». Успех требует адаптации под реальный рынок и грамотного анализа», – добавляет Алия Кусаинова.

Также нужно учитывать, что иногда поставщики из Китая проверяют казахстанских предпринимателей.

«Проверка предпринимателей китайскими поставщиками — это способ убедиться, что их товары попадут к надежным и добросовестным партнерам, а не к потенциальным мошенникам. Это также помогает избежать сотрудничества с клиентами, которые могут негативно повлиять на репутацию поставщика. Лично я с такими проверками не сталкивалась, но это подтверждает серьезный подход китайских поставщиков к защите своей репутации. К тому же, если вы уже успешно зарегистрировались на 1688 и у вас есть китайская карта для оплаты, то поставщики, как правило, не проводят дополнительных проверок, поскольку это подтверждает ваш статус надежного партнера», - объясняет эксперт Алия Кусаинова.

Товары из Китая: подводные камни

PinDuoDuo можно сравнить с казахстанской платформой OLX, где также нередко встречаются мошенники и подержанные товары. К сожалению, многие пользователи не осведомлены об этом. Если товар окажется неисправным или не будет соответствовать ожиданиям, продавцы, как правило, редко возвращают деньги.

Читайте также: Казахстанец, заказавший ящерицу из Китая, доставил проблем курьерам из Cargo

Журналист NT побеседовала с астанчанами, чтобы узнать, с какими трудностями они сталкиваются при оформлении заказов.

«Я пользуюсь PinDuoDuo с сентября 2023 года, мне порекомендовала подруга, потому что всякий раз у нее дома появляется много полезных мелочей. Из недостатков – долго ждать товары. От двух недель до месяца, бывает раньше, бывает позже. В то время как товары с Wildberries приходят за десять дней где-то. Второе – это не лучшее качество, особенно, одежды. Это же все синтетика идет, а мне хочется больше натуральными тканями пользоваться. Смотришь, где-то нитки торчат, где-то от картинки продукт отличается», - обобщила астанчанка Людмила.

 

«Одежда – сплошная синтетика, хотя пишут хлопок. Я два раза заказывала детям спортивные костюмы, но их цена не отличалась от нашей, поэтому смысла заказывать одежду оттуда я не вижу. А зимнюю куртку с PinDuoDuo дети проносили всего ползимы, потому что после стирки пух не расправлялся. Поэтому я покупаю только аксессуары для дома, органайзеры», - рассказала астанчанка Назгуль.

Качество товаров действительно может варьироваться. Поэтому важно уметь выбирать надежных поставщиков и внимательно изучать отзывы.

«Долгая доставка также остается проблемой, но если время критично, всегда можно выбрать более быстрые варианты. Что касается возвратов и гарантий, для многих это может стать сложностью, однако ее можно решить при наличии агента в Китае. Если уметь грамотно вести переговоры, возврат можно организовать и самостоятельно. Лично я чаще всего делаю возвраты сама, обращаясь к агенту только в редких случаях», - выразила эксперт Алия Кусаинова.

Эксперт отметила, что возврат товаров на Tmall и PinDuoDuo возможен в течение семи дней, но эта политика действует только на территории Китая. Если товар пришел с браком в Казахстан, процедура возврата денег становится более сложной. Самый удобный способ получить возврат — использовать китайскую платежную систему, например, карту Alipay, что значительно упрощает процесс.

Также важно обладать навыками переговоров с поставщиком, уметь находить общий язык и уверенно объяснять ситуацию.

«Это может значительно увеличить шансы на положительный результат, даже если вы находитесь далеко от Китая. У меня были такие ситуации не раз, и всегда они решались положительно. Мне отправляли новый товар, если предыдущий приходил с браком, или возвращали полную стоимость.

Также всегда стоит иметь план B: если товар пришел с браком и возврат кажется сложным, попробуйте договориться о полном или частичном возврате, либо об обмене. Если вы продемонстрируете понимание китайской бизнес-культуры и подхода к переговорам, это поможет вам быстрее решить проблему. И не забывайте проверять товары перед отправкой — это может сэкономить вам время и нервы в будущем», - заверила эксперт.

Почему Ozon не столь популярен в Казахстане?

На российском маркетплейсе Ozon представлено множество товаров, аналогичных тем, что можно найти на Wildberries. Здесь можно найти все, что душе угодно: от книг и настольных игр до верхней одежды, обуви, аксессуаров для рыбалки и предметов интерьера. Особенно популярны те товары, которые неохотно выбирают в обычных магазинах. В числе востребованной продукции — наушники, зимние куртки, сухой корм для кошек и косметика. Однако, несмотря на разнообразие, Ozon не так популярен в Казахстане, как его конкуренты.

В настоящее время более половины всех покупок казахстанцев приходится на Wildberries — 59,1%, в то время как 54,8% занимают товары интернет-магазина Kaspi. Эти два маркетплейса являются абсолютными лидерами среди интернет-площадок, которыми пользовались казахстанцы в последние 12 месяцев. В Астане расположено 93 филиала Ozon, тогда как у Wildberries их 164, а у JANA POST — всего 25.

Мы посетили пункты выдачи Ozon и были удивлены, не увидев ни ажиотажа, ни очередей, как это бывает с китайскими товарами. В Ozon есть отдельные товары из Китая, которые продаются по более низким ценам, но об этом мало кто знает.

«Заказывать в Китае, безусловно, дешевле. Поэтому у нас заказывают не так часто, но сейчас интерес возрос из-за ноябрьских скидок на Ozon. Не все знают, что на Ozon можно приобрести китайские недорогие товары. Они не поступают к нам напрямую, а заказываются здесь и привозятся в Казпочту», – рассказала руководитель пункта выдачи Ozon в жилом комплексе Kamal-2 Жанна Тольтаева.

Как будут развиваться маркетплейсы в 2025 году

Эксперт Назгуль Ашеева уверена, что в следующем году казахстанский рынок не столкнется с сильными изменениями:

«Возможно, Ozon покинет рынок, но Wildberries останется, так как некоторые продавцы на Kaspi перепродают товары с Wildberries. Там не нужно беспокоиться о качестве и размере, ведь всегда можно перезаказать или отказаться от товара на месте. Кроме того, на Wildberries представлено множество товаров российского производства, которые трудно найти в других местах, и существует большое количество отзывов от покупателей. В то же время, категория одежды, обуви и товаров для дома на Kaspi еще не так развита — отзывов почти нет, и товары не подлежат возврату».

Хорошую позицию займут и китайские товары.

«Такие платформы, как PinDuoDuo, Taobao и «1688» будут усиливать позиции в СНГ, что может повлиять на конкурентоспособность местных маркетплейсов. Они будут только расширяться, учитывая рост популярности онлайн-покупок», - заметила Алия Кусаинова.

В чем феномен PinDuoDuo и почему маркетплейс приостановил поставки в Казахстан?

Как и Aliexpress и Amazon, Pinduoduo также является платформой для интернет-торговли, предлагающей широкий ассортимент товаров — от бакалейных изделий до бытовой техники.

Несмотря на китайский язык, приложения очень понятное; главное — разобраться в их интерфейсе. Даже не зная языка, человек сможет понять, в каких рубриках искать тот или иной товар, какой размер выбрать и какого цвета.

«Феномен PinDuoDuo заключается в уникальном подходе к покупкам: платформа привлекает покупателей ультранизкими ценами и возможностью участвовать в групповых покупках. Такой формат помогает пользователям экономить еще больше, делая покупки более доступными для широкого круга людей», - рассказала Алия Кусаинова.

Главное отличие PinDuoDuo от других платформ заключается в том, что пользователи могут объединяться в группы для совместных покупок. Преимущество таких «групповых покупок» заключается в экономии средств для всей группы потребителей: чем больше людей заказывает у одного условного «продавца», тем больше скидка на товар. Кроме того, объединяясь в крупные группы покупателей, вы можете приобрести товар по оптовой цене.

«Некоторые люди объединяются и делают совместные заказы, чтобы их груз консолидировался в Китае. Организатор таких закупок обычно работает напрямую с китайскими транспортными компаниями. Таким образом, они экономят значительную сумму на доставке: если казахстанскому грузоперевозчику они заплатили бы по 4-5 долларов за килограмм, то китайским компаниям — всего 2-3 доллара», - объяснила эксперт Назгуль Ашеева.

Однако уже несколько месяцев многие астанчане сталкиваются с трудностями при заказе товаров. Стало известно, что PinDuoDuo временно приостановили свои поставки через Казпочту.

«Возможно, остановка поставок связана с выходом нового приложения Temu. Однако китайские компании, безусловно, не будут разрывать связи в плане доставки, поскольку не хотят терять клиентов, а наш рынок для них очень прибыльный. Они даже русифицировали платформы «1688» и Temu, а также сделали возможной оплату через карты Visa и Mastercard. Поэтому я думаю, что вскоре все нормализуется, и это просто небольшой трюк, чтобы представить еще один интересный сайт», - высказалась Назгуль Ашеева.

Мы решили узнать у Казпочты, с чем это связано:

«На самом деле, PinDuoDuo не остановил поставки в Казахстан, это временная мера. Ведутся технические работы и обновления в системе маркетплейса. Китайские деловые партнеры сообщают, что в ближайшее время работа будет восстановлена. Однако другие детали не уточняются», — сообщили редакции в Казпочте.

Что думаете об этом?
Нравится 3
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0