суббота, 23 ноября 2024 г.
icon
494.87
icon
520.65
icon
4.91
Алматы:
icon
-3oC
Астана:
icon
-6oC
×

Реализация плана Народных реформ

План нации по вхождению Казахстана в 30-ку развитых государств мира опубликован в республиканских изданиях. В документе подробно описаны 100 конкретных шагов для реализации пяти президентских реформ. Напомним, это формирование профессионального госаппарата, обеспечение верховенства закона, индустриализация и экономический рост, идентичность и единство, а также формирование подотчетного государства. 100 шагов для 5 реформ.

Программу Глава государства впервые презентовал еще 5 мая на расширенном заседании Правительства в Акорде.

Документ этот – практически пошаговая инструкция того, как провести 5 президентских реформ. Их глобальная цель – вхождение Казахстана в ТОП-30 стран мира. Нурсултан Назарбаев, Президент Республики Казахстан: - В этой программе «100 конкретных шагов» прописано всё. Не надо что-то придумывать, голову ломать. Но нужно творчески подходить к делу и работать по этим направлениям. Работа предстоит непростая. Этим раньше никто не занимался. Сейчас мы должны изменить психологию отношений народа и власти. Главная цель проводимой работы – «лечение системных заболеваний», а не сглаживание их «внешних симптомов». Такое «лечение» начинают с госаппарата. Задача №1 – сделать чиновников профессиональными, а весь корпус – автономным.

Кроме уровня ответственности, вырасти должен и уровень оплаты труда. Госслужащим будут полагаться премии и бонусы, а повышать свою квалификацию они должны будут не реже одного раза в год. Также в числе предполагаемых нововведений – допуск к работе иностранных менеджеров, принятие нового закона о госслужбе и нового Этического кодекса госслужбы. 100 конкретных шагов I. Формирование профессионального государственного аппарата Модернизация процедуры поступления на госслужбу Поступление на службу должно начинаться с низовых должностей Еще одна институциональная реформа должна обеспечить верховенство закона.

В правоохранительной сфере предложено улучшить систему отбора, и даже создать местную полицейскую службу. Подчиняться она будет акиматам. А все казахстанцы смогут контролировать эффективность работы своих «Анискиных» с помощью интернет-портала «Карта уголовных правонарушений». Кроме того, и требования к судьям будут ужесточены, а количество судебных инстанций оптимизировано. И самое главное – суды должны сделать больший акцент на свою открытость. 100 конкретных шагов II. Обеспечение верховенства закона Ужесточение требований и механизмов отбора судей Кандидаты в судьи должны: - иметь 5 лет стажа участия в судебных процессах - проходить годичную стажировку в судах - годичный испытательный срок Из этой сотни 49 мер посвящено вопросам экономического роста и индустриализации. И такой акцент почти в половину всех шагов далеко не случаен.

Главная цель всей проводимой работы – именно в улучшении благосостояния казахстанцев. В числе конкретных задач – введение в рыночный оборот земель сельхозназначения, реформирование налоговой и таможенной систем, упрощение процедуры легализации имущества и денег. Еще большее внимание в стране будет уделяться иностранным инвесторам. В планах – создание как совместных предприятий, так и привлечение минимум 10 транснациональных корпораций в перерабатывающий сектор страны. Изменения ожидаются в связи с этим и в Астане. 100 конкретных шагов III.

Индустриализация и экономический рост Создание Международного финансового центра астана (AIFC) Инфрастуктура – Astana EXPO 2017 Перспективы – финансовый хаб для Западной и Центральной Азии Цель – войти в 20 передовых финансовых центров мира Эти пять реформ – ключевые в фундаментальных секторах развития страны, и одно здесь логически продолжает другое. А казахстанцы уже давно поняли важнейший секрет экономического развития: без единства и согласия ни о каком благосостоянии речи быть не может. Наше общество всеобщего труда должно стать одной большой семьей.

100 конкретных шагов IV. Идентичность и единство Разработка масштабного проекта АНК «Большая страна – большая семья» Цель – укрепление казахстанской идентичности Эти меры должны придать нашей стране тот запас прочности, который необходим для прохождения сложного периода испытаний. А задача-максимум – реализация «Стратегии-2050» и укрепление государственности. Это возможно лишь при сформированном подотчетном государстве, где госслужащий действительно служит народу честно и преданно, и удобно для получателя этих услуг. 100 конкретных шагов V. Формирование подотчетного государства Создание государственной корпорации «Правительство для граждан» Цель – стать единым провайдером госуслуг Инфраструктура – интеграция  всех Центров обслуживания населения в единую систему Задача – казахстанские граждане будут получать все госуслуги в одном месте Перспектива – сертификация госуслуг на соответствие стандартам менеджмента качества ISO 9000 Прописаны в документе также и механизмы реализации задач.

В конце апреля в Акорде Глава государства уже объявил о создании национальной комиссии по модернизации. Возглавляет ее Премьер-Министр, в составе – 5 рабочих групп. Именно эта комиссия должна обеспечить эффективное взаимодействие госорганов, бизнес-сектора и гражданского общества. Ее предложения будут утверждаться Президентом страны. А для исполнения решений Парламентом и Правительством будут оперативно приниматься законы и постановления.

Вместе с тем, в Плане нации "100 конкретных шагов" по реализации пяти институциональных реформ Главой государства Нурсултаном Назарбаевым поставлены конкретные задачи модернизации системы образования.

И нет сомнения в том, что научно-инновационный потенциал базовых вузов и колледжей Казахстана обеспечит им полномасштабное участие как в подготовке высококвалифицированных кадров для предприятий, так и в реализации прорывных научных проектов в условиях новой экономической политики.

Государственная программа индуст­риально-инновационного развития Рес­публики Казахстан на 2015–2019 годы ­(ГПИИР) стала мощным стимулом дальнейшего развития экономики нашей страны. Для этого есть все предпосылки – разветвленная промышленная инфраструктура, огромные запасы минеральных ресурсов, сильный интеллектуальный и кадровый потенциал. Глобализация не дает нам времени для постепенного, в течение нескольких десятков лет, перехода на более высокие технологические уклады. Однако эффективная реализация ГПИИР возможна только при обеспечении ее прорывных проектов конкурентоспособными кадрами. И этот процесс не терпит промедления: уже в 2017 году инженеры новой формации должны стать драйверами казахстанской индустрии.

Для решения задач по подготовке инновационных кадров, поставленных Пре­зидентом страны Нурсултаном Назарбаевым­ в Послании народу Казахстана "Нұрлы жол – путь в будущее", определены базовые вузы: Евразийский национальный университет им. Л. Гумилева (ЕНУ), Казахский национальный университет им. Аль-Фараби (КазНУ), Казахский национальный исследовательский технический университет им. К. Сатпаева (КазНИТУ), Казахский национальный аграрный университет (КазНАУ), Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д. Серикбаева (ВКГТУ), Карагандинский государственный технический университет (КарГТУ), Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова (ЮКГУ), Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова (ПГУ), Костанайский государственный университет им. А. Байтурсынова (КГУ), Казахский агротехнический университет им. С. Сейфуллина (КАТУ), Атырауский институт нефти и газа (АИНГ).

Подготовка специалистов для инновацион­ной экономики Казахстана осуществляется в условиях глобальной конкуренции, в рамках которой ожидают­ся коренные изменения в электронной, атомной и электротехнической промышленности, информационно-коммуникационном секторе, станко-, судо-, авто- и приборостроении, строительстве, альтернативной энергетике, фармацевтической и ракетно-космической промышленности, горно-металлургическом комплексе. Эти изменения произойдут на основе развития робототехники, био- и нанотехнологий, систем искусственного интеллекта, информационных сетей и интегрированных высокоскоростных транспортных систем. На первый план выходят навыки сетевого взаимодействия, информационного обмена в виртуальном пространстве, проектного, синергетического подходов и системного анализа.

В то же время содержание высшего технического образования сейчас отстает от сегодняшних реалий, то есть потребнос­ти техносферы вошли в противоречие с предоставляемым уровнем образования. Этот разрыв приводит к выпуску квазиинженеров, которые попросту боятся деятельности на производственных предприятиях. Однако техники и инженеры, владеющие современными знаниями и обладающие профессиональной практической подготовкой, по-прежнему остаются мотором современного производства. Лавинообразно растет спрос на специалистов новой формации, обладающих широким спектром компетенций и навыков, необходимых для реализации масштабных проектов ГПИИР.

Повышение уровня конкурентоспособности экономики и вхождение Казахстана в число мировых лидеров определяется эффективностью инновационного развития промышленности, что в свою очередь зависит от модернизации системы высшего технического образования, системно взаимодействующего с наукой, генерирующей новые знания и современные технологии, и с производством. Сегодня потенциал вузов определяется не только качеством предоставляемых образовательных услуг, но и развитием всей триады "Образование – наука – инновации", нацеленной на формирование человека труда.

Для качественного улучшения практической подготовки специалистов в системе высшего технического образования поставлена задача развития дуального обучения, создания современных центров прикладных квалификаций для преодоления нехватки кадров. В дуальном обучении реализуется принцип взаимосвязи теории с практикой, который позволяет будущему специалисту приобрести необходимые компетенции в процессе работы на предприятии. Такое образование максимально приближено к конкретным запросам производства, при этом работодатели сами будут участвовать в подготовке специалистов необходимого уровня.

По поручению Главы государства ведется активная подготовка кадров для программы индустриализации посредством международной программы "Болашак". За последние четыре года доля технических специалистов выросла на 20%. В лучших вузах мира подготовлено свыше 3 000 инженерно-технических специалистов (40% от числа всех выпускников "Болашак"), реализующих свой потенциал на производственных площадках страны.

В целях расширения возможности подготовки технических кадров для проектов ГПИИР со следующего года будет введена специальная категория "инженерно-технический работник на магистратуру", позволяющая пройти обучение работникам промышленных предприятий Казахстана. Также в рамках внедрения инновационной компоненты в процесс индустриализации программа "Болашак" ведет подготовку ученых десяти опорных вузов ГПИИР по новой модели Split-PhD, что обеспечивает наполнение научных проектов казахстанским содержанием.

Помимо обеспечения проектов ГПИИР конкурентоспособными специалистами необходимо активизировать усилия вузовской науки в разработке и внедрении через Карту индустриализации инновационных проектов по приоритетным направлениям. Основой третьей индустриальной революции для Казахстана станут инновации и развитие "зеленой" экономики – возоб­новляемой энергетики и производства экологически чистой аграрной продукции. Подготовка современных кадров будет основана на внедрении образовательных программ инновационного характера и обучении на новейшем лабораторном оборудовании.

Для модернизации системы высшего образования, проводимой по инициативе Президента, Министерством образования и науки и вузами определены пять стратегических задач. Первая из них – разработка и внедрение принципиально новых прак­тико-ориентированных образовательных программ в рамках ГПИИР на примере ведущих мировых образцов, направленных на подготовку специалиста с компетенциями, востребованными конкретными предприятиями. Вторая – это внедрение и развитие дуального образования в магистратуре, в ходе которого обеспечивается непрерывная экспериментально-исследовательская работа по темам, согласованным с предприятием и для него, длительная производственная практика по согласованной теме, завершающаяся подготовкой и защитой выпускной работы. Все это позволит в корне изменить содержание и качество образования – осуществлять подготовку специалистов без необходимости "доучивания" на производстве.

Третья задача требует коренной модернизации лабораторной базы при целевом финансировании из госбюджета, что даст возможность производить обучение через исследование, выполнять на договорной основе практические заказы предприятий, проводить фундаментальные и прикладные научные исследования с грантовым финансированием. Четвертая – это постоянная поддержка системы обеспечения качества образования, что предусматривает повышение квалификации ППС в зарубежных топ-вузах, участие представителей общественности, уполномоченных органов, работодателей в оценке качества образования. Наконец, пятая задача – это совершенствование системы корпоративного управления вузом как основы для взаимодействия с бизнес-сообществом и повышения качества образования.

При анализе новых программ и вузов, входящих в состав базовых, следует отметить, что, во-первых, охвачены все регио­ны страны, во-вторых, образовательные программы направлены на решение задач ГПИИР для Казахстана в целом и для регионов, в-третьих, охвачены основные приоритетные направления развития регио­нов. По наименованию программ можно определять региональные приоритеты.

Так, КазНИТУ разработал образовательные программы – "Инновационные технологии и оборудование в машинострое­нии", "Нефтехимия и нефтепереработка" и "Автоматизация производственных процессов", ориентированные на потребности базовых отраслей промышленности. В КазНАУ подготовка специалистов будет осуществляться по модульным образовательным программам профильной магистратуры: "Прикладная продовольственная безопасность" и "Управление плодородием почвы и питанием растений", которые предназначены для подготовки специалистов в жизненно важных для республики пищевой промышленности и агропромышленном комплексе.

КарГТУ разработаны две образовательные программы профильной магистратуры в рамках программы ГПИИР: "Нанотехнологии в металлургии", "Робототехника. Системы управления". В ПГУ созданы модульные образовательные программы – "Переработка нефти и газа" и "Технологические инновации в материаловедении и металлургической инженерии". Все они соответствуют приоритетным направлениям развития горно-металлургического сектора Центрального Казахстана. В стенах ВКГТУ появились новые образовательные программы: "Инновационные технологии получения цветных, благородных, редких и рассеянных металлов" и "Технологические машины и транспорт", ориентированные на потребности Восточного Казахстана. ЮКГУ создал образовательные программы "Синтез поликомпонентных минеральных удобрений", "Пищевая инженерия и безопасность продуктов питания", "Произ­водство силикатных материалов", которые необходимы для развития экономики Южного Казахстана.

В соответствии с потребностями сельского хозяйства КАТУ разработал новые образовательные программы – "Производство продуктов питания" и "Производство и эксплуатация сельскохозяйственных машин и оборудования". В КГУ подготовку кадров осуществляют по следующим образовательным программам: "Автомобильная инженерия", "Сельскохозяйственное машиностроение", "Мехатроника", "Производство продуктов питания", отражающим направления развития Северного Казахстана. АИНГ готовит бакалавров для ГПИИР по направлению "Нефтехимия" для секторов "нефтепереработка" и "неф­тегазохимия".

Базовыми вузами уже разработаны 24 новые образовательные программы, а представленный перечень свидетельствует о том, что они соответствуют приоритетам ГПИИР с учетом особенностей и перс­пектив развития регионов республики. Следует отметить особую роль Назарбаев Университета в разработке, анализе и экс­пертизе всех новых программ профильной магистратуры. Существенное отличие разрабатываемых программ от действующих – обязательный трехсторонний договор между вузом, предприятием-работодателем и магистрантом. В соответствии с договором в третьем семестре (второй год обучения в магистратуре) обучающиеся проходят длительную практику на производстве, выполняют экспериментальную часть диссертационной работы, а после окончания магистратуры трудоустраивают­ся на этих предприятиях.

Если провести анализ предприятий-парт­неров, участвующих в разработке прог­рамм, и тех, для которых начата подготовка кад­ров, то окажется, что в этом списке находятся все промышленные гиганты респуб­лики, а также большинство вновь построен­ных и модернизируемых предприятий. Вот только некоторые из них: "Казахмыс", "Казцинк", "АрселорМиттал Темиртау", "Алюминий Казахстана", Национальная компания "ҚазақстанҒарышСапары", Атырауский НПЗ, "РД "КазМунайГаз", "КазТрансГаз", "КазТрансОйл", "Мангис­тауМунайГаз", Национальная компания "Казахстан инжиниринг", Петропавловский завод тяжелого машиностроения, Алматинский завод тяжелого машиностроения, "Локомотив құрастыру зауыты", Кентауский трансформаторный завод и множество других. Всего в перечне заключенных договоров значится свыше 300 предприятий из всех регионов страны с потребностями до 70 специалистов на каждое из них, что означает хорошие перспективы трудоустройства выпускников.

Такой внушительный список свидетельствует о том, что вузами, с одной стороны, проведена большая работа по определению мест будущего трудоустройства магистров, а с другой, имеется огромная потребность в квалифицированных специалистах на предприятиях всех отраслей экономики. Так что выделение по госзаказу 1 900 мест на профильную магистратуру базовых вузов в 2015 году вполне обосновано. Вместе с тем в работе необходимо содействие местных исполнительных органов базовым вузам в организации профориентационной работы с целевыми группами учащихся с учетом кадровых потребностей конкретного региона, прохождения студентами профессиональной практики, их последую­щего гарантированного трудоустройства и закрепления в этих регионах.

Важнейшим этапом стал выбор зарубежных вузов-партнеров, участвующих в разработке и экспертизе образовательных программ. Эта процедура осуществлялась на основании мировых рейтингов вуза по выбранному направлению подготовки и наличию партнерских отношений. Все новые программы разработаны совместно с зарубежными вузами-партнерами, входящими в мировые топ-рейтинги.

Среди них следует отметить Техасский технологический университет (США), Токийский университет (Япония), Рейнско-Вестфальский технический университет (Германия), Мичиганский технологический университет (США), Берлинский технический университет (Германия), Московский государственный университет им. М. Ломоносова, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Томский политехнический университет, Московский государственный технический университет им. Н. Баумана (Российская Федерация) и другие.

Подготовка современных практико-ориен­тированных специалистов осуществляется на новейшем лабораторном оборудовании, подбор которого соответствует разработанным образовательным программам, а его экспертизу проводили эксперты ведущих зарубежных университетов и передовых предприятий-работодателей. При базовых вузах созданы 24 новые лаборатории, преимущественно междисциплинарного характера: строительного профиля, исследовательские и испытательные по направлениям подготовки, инновационных технологий в машиностроении, черной и цветной металлургии, перспективных технологий горного дела, пищевой безопасности, синтеза гербицидов и инсектофунгицилов, высокотехнологичной продукции переработки углеводородного сырья и химмотологии, по производству химикатов для промышленности и агрохимии» и другие.

Особо следует отметить совместные научно-исследовательские комплексы, созданные КазНУ совместно с зарубежными вузами-партнерами на базе этих университетов. Это совместный научно-исследовательский центр на базе Университета Карачи (Пакистан) для проведения исследований в области органической химии и химии природных соединений и совместная научно-исследовательская лаборатория "КазНУ – Росток" на базе Университета Ростока (Германия) с широким спектром современного оборудования для проведения исследований в области органической химии и катализа.

В ЕНУ созданы инновационные лаборатории компьютерного проектирования ракетно-космической техники, по мониторингу климатических процессов Земли с помощью космических аппаратов метеорологического назначения, а также космическая наземная станция для слежения за космическими аппаратами и управления ими в ультра-коротковолновом диапазоне. Для подготовки специалистов будет также использоваться оборудование Национальной компании "ҚазақстанҒарышСапары".

В КарГТУ для реализации практической подготовки магистрантов по образовательной программе «Робототехника. Системы управления» приобретен комплекс современного учебного и промышленного оборудования мирового производителя средств автоматизации концерна "Шнейдер-Электрик" (Франция). В октябре сос­тоялась торжественная церемония открытия Авторизованного центра обучения "КарГТУ – Шнейдер – Электрик" на базе лаборатории автоматизации в металлургии.

Неотъемлемый компонент качественной реализации новых образовательных программ – повышение квалификации преподавателей и стажировка магистрантов. В летний период преподаватели базовых вузов прошли стажировку в Назарбаев Университете с дальнейшим выездом в вузы США, Великобритании, Японии, Сингапура. Совместно с ведущими университетами мира началась реализация экспериментальных образовательных программ профильной магистратуры. Для чтения лекций в базовые университеты прибыли профессора из Франции, Германии, Малайзии, Польши и России. К ведению занятий с магистрантами привлекаются также опытные производственники с предприятий-работодателей.

Системная работа базовых вузов и колледжей во взаимодействии с ведущими университетами мира и ведущими профессорами, а также с предприятиями-работодателями при бюджетной поддержке на реализацию новых программ и приоб­ретение лабораторного оборудования должна привести к созданию качественно новой инфраструктуры страны. Это позволит продолжить реализацию социальных программ, поддержит инвестиционную активность и станет драйвером экономического роста Республики Казахстан.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0