Законодательное регулирование рекламной деятельности создаст правовые гарантии для бизнеса ― Н.Нигматулин

На пленарном заседании мажилиса председатель палаты Нурлан Нигматулин акцентировал внимание на необходимости навести порядок в сфере рекламы, передает ИА «NewTimes.kz».

Проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам рекламы» рассматривается сегодня депутатами мажилиса в первом чтении.

Н.Нигматулин назвал текущую ситуацию в сфере наружной рекламы хаосом, подчеркнув при этом несогласованность в работе в этой сфере.

«Смотрите, размещение рекламы сегодня регулируется 17-ю нормативными актами. Причём в каждом регионе местные исполнительные органы каждый по-своему трактуют эти правила. Налоговики не учитывают разницу между LED-экраном и баннером, взимая за них одинаковую плату. Дошло до того, что эскизы билбордов, устанавливаемых вдоль республиканских трасс, согласовывают дорожники из «Қазавтожола». Получается, как хор, где сплошная разноголосица, где каждый поёт свою песню и при этом нет дирижёра. Совершенно очевидно, что пора наводить порядок в этой сфере», ― сказал Н.Нигматулин.

Как отметил спикер мажилиса, до второго чтения депутатам в тесном взаимодействии с разработчиками, общественностью, с представителями местных исполнительных органов, рекламного бизнеса необходимо подготовить такой законопроект, который обеспечит эффективное регулирование этой деятельности.

Законопроектом по аналогии с порядком благоустройства территорий предусматривается утверждение уполномоченным органом в области рекламы Типовых правил размещения наружной рекламы на открытом пространстве в населенных пунктах.

Вводится также требование об указании стоимости продукта, реализуемого на территории Казахстана, в том числе в рекламе, только в национальной валюте. Кроме того, предусматривается и требование для обязательных теле-, радиоканалов размещать на безвозмездной основе социальную рекламу в размере не менее одного процента от общего объема вещания в месяц.

На сегодняшний день реклама будучи отраслью, где активно развивается малый и средний бизнес к сожалению имеет ряд проблем.

Так, отсутствует четкое государственное регулирование, в виду несовершенства законодательства местные исполнительные органы применяют различную правоприменительную практику, не систематизирована разрешительная система, имеются вопросы по администрированию платы в бюджет за распространение и размещение рекламы.

В целях искоренения существующих проблем правительством принято решение инициировать изменения в действующее законодательство.

Впервые в области рекламы определен  уполномоченный орган (МНЭ) и регулирующие государственные органы (МИК, МИР, МВД, МЗ).

Учитывая многосторонность регулируемых правоотношений мы решили по аналогии с законами «О разрешениях и уведомлениях» и «О саморегулировании» определить в области рекламы уполномоченного и регулирующих государственных органов.

Уполномоченный орган в области рекламы будет осуществлять руководство и межотраслевую координацию по вопросам рекламы и утверждать Типовые Правила размешения  наружной (визуальной) рекламы.

Регулирующие органы в области рекламы будут осуществлять руководство в отдельных отраслях (средств массовой информации, автомобильных дорог, безопасности дорожного движения, лекарственных средств, БАДы и медицинского оборудования), в которых осуществляется рекламная деятельность.

Также ведено в законе понятие «объекта наружной (визуальной) рекламы», в котором мы охватили все сооружения и иные средства где сегодня может размещаться и распространяться реклама учитывая динамичное развитие рынка рекламы.

В рамках проекта закона по результатам обсуждения на рабочей группе предложено раздельное регулирование  объекта наружной (визуальной) рекламы и самой рекламы.

Наружная  реклама  будет регулироваться законом «О рекламе» и правилами размещения наружной (визуальной) рекламы.

Объекты наружной (визуальной) рекламы будут регулироваться земельным кодексом и законодательством об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, автомобильных дорогах и о дорожном движении.

Кроме того, в целях обсуждения вопросов регулирования объектов наружной (визуальной) рекламы в ближайщее время планируется проведение круглого стола с участием представителей рекламного бизнеса.

В проекте закона установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области рекламы.

Разработчики документа отметили, что в законе «О рекламе» уже сегодня существует ряд запретов и ограничении в области рекламы. В частности содержит более 15 запретов.

Например  запрет на рекламу электронного казино и интернет-казино, деятельности финансовой (инвестиционной) пирамиды, запрет на ненадлежащую рекламу, запрет на трансляцию рекламы в дни национального траура реклама на теле-, радиоканалах и другое.

Однако, они не работают  на практике и игнорируются субъектами, в виду отсутствия по ним административной ответственности либо отсутствие практики уполномоченных органов по привлечению к административной ответственности.

В этой связи конкретизирована диспозиция видов административной ответственности в области рекламы.

Кроме того, некоторые виды административной ответственности введены впервые.

Учитывая проводимую политику по дедолларизации экономики введена административная ответственность за указание цены товара не в национальной валюте при его реализации на территории Республики Казахстан.

Установлена ответственность за недобросовестную, недостоверную, неэтичную и скрытую рекламу, также рекламу в дни национального траура на теле-, радиоканалах.

Чтобы не допускать скрытую рекламу алкоголя и табака введена ответственность за рекламу в форме проведения различных мероприятий, в том числе розыгрышей призов, лотерей, направленных на стимулирование спроса и интереса к алкогольной продукции, табаку и табачным изделиям.

Вместе с тем, в  целях недопущения увеличения финансовой нагрузки на предпринимателей размеры санкции установленнные КоАП не пересматривались.

Данное нарушение  влечет штраф на физических лиц в размере 20, на должностных лиц 70, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации 100, на субъектов среднего предпринимательства 200, на субъектов крупного предпринимательства 400 МРП.

То же действие, совершенное с использованием СМИ влечет штраф на физических лиц в размере 70, на должностных лиц 100, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации 150, на субъектов среднего предпринимательства 200, на субъектов крупного предпринимательства 500 МРП.

Действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания влекут штраф на физических лиц в размере 150, на должностных лиц 170, на субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации 200, на субъектов среднего предпринимательства 300, на субъектов крупного предпринимательства 600 МРП, с приостановлением выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации на срок до трех месяцев.

Также определен механизм распространения социальной рекламы на теле- , радиоканалов.

Сегодня роль социальной рекламы в формировании общественного сознания велика. Развитие  рынка социальной рекламы  недостаточно.

Как правило наибольший объем социальной рекламы распространяется посредством теле, радиоканалов. Поэтому предлагается установить ежедневный объем социальной рекламы.

Так, социальная реклама будет размещаться на обязательных 15 теле- радиоканалах (перечень обязательных каналов утвержден Приказом МИК от 13 апреля 2016 года № 368.).

Ежедневный объем социальной рекламы составляет не менее 10 выходов в эфир в период с 6:00 ч. до 24:00 ч. При этом обязательными будут 2 выхода во время прайм-тайма.

При этом в проекте закона не определена продолжительность времени трансляции социальной рекламы.

В реализацию положений закона МИК будут приняты Правила формирования и размещения социальной рекламы на обязательных теле- радиоканалах где будет определено время трансляции и продолжительность социальной рекламы. 

Социальная реклама на обязательных 15 теле- радиоканалах будет размещаться безвозмездно.

Loading...
Жанар Муканова -  вторник, 19 октября в 02:13
Оазис в центре Казахстана
Редактор -  воскресенье, 17 октября в 04:58
«Игра в кальмара» по-казахстански
Айнур Оразбекова -  пятница, 15 октября в 03:50
Новая пятилетка – старые проблемы: Шымкент и его 15 акимов
Жанар Муканова -  воскресенье, 10 октября в 10:26
Специфика деревенских доходов в глубинке Северного Казахстана

20 октября, среда