Наша задача достойно реализовать направления модернизации общественного сознания — профессор ПГУ

Сегодня казахстанцы активно обсуждают статью Н.А.Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». По своему содержательному потенциалу это программный документ, являющийся составной часть комплексной стратегии модернизации Казахстана.

Президент указывает, что если мы ставим целью развитие нашей страны, вхождение в тридцатку развитых государств мира, то наряду с процессами обновления в политической и экономической сферах, необходимо формирование новой модели сознания и мышления.  В унисон народной мудрости, которая гласит: «заманыңа қарап бөркіңді сайла», президент отмечает, что «занять место в передовой группе, сохраняя прежнюю модель сознания и мышления, невозможно». 

Все шесть направлений духовной модернизации общественного сознания, обозначенные Главой государства в программной статье – конкурентоспособность нации, прагматизм, сохранение национальной идентичности, культ знания, эволюционное развитие Казахстана и открытость сознания – определяют  ориентиры развития культурной политики Казахстана.

Традиции – это ядро нации. Сегодня наша страна,  как и все народы мира, оказалась открытой мультимедийной медиасфере, что  позволило  беспрепятственному «инфицированию» общественного сознания чуждыми информационными кодами. Наиболее уязвимой в этом плане оказалась сфера межэтнических и межконфессиональных отношений.

Как известно, народные обряды и обычаи нашего народа с элементами доисламских верований   органично вплетены и представлены в снятом виде и в теснейшем единстве с доминантными мусульманскими принципами в духе народной культуры. Однако, наблюдается противопоставление новой «праведной» религиозности предшествующему духовно-религиозному опыту, что напрямую создает угрозу национальной безопасности и культурной идентичности нашей страны. В условиях мультикультурного Казахстана, меры по поддержанию межконфессионального равновесия должны носить комплексный характер, постоянно корректироваться и совершенствоваться, быть чувствительными к изменяющимся условиям. Именно такой характер носит программа духовного обновления нации, представленная в программной статье. Хотя модернизация полагает изменения в национальном сознании, отличительной чертой программы модернизации общественного сознания, предложенного нашим президентом,  является приверженность национальному коду, сохранению своей культуры, внутреннего ядра национального "Я". В программной статье президентом указанны конкретные пути и решения в повышении национального духа в XXI веке. Это сохранение культурной идентичности посредством   диалектического отрицания, а точнее, отказа «от ряда архаических и не вписывающихся в глобальный мир привычек и пристрастий» (стереотипов)  и как указывает далее президент, сохранение  того ценного, что является условием нашего дальнейшего развития, «наши национальные традиции и обычаи, язык и музыка, литература и свадебные обряды, – одним словом, национальный дух, должны вечно оставаться с нами».  Это культ знания,  развитие нового качественного образования, использующего  современные технологии и опыт развитых стран, а также мотивация молодежи на образование как  фундаментальный фактор конкурентоспособности и  успеха в будущем. Это открытость сознания посредством изучения английского языка, способность осуществлять коммуникации и работать в глобальном мире, готовность к принятию технологических прорывов.

Большое внимание в рамках развития духовной культуры отводится патриотическому воспитанию. Казахстанский патриотизм является новой парадигмой государственной политики и идеологии нашей страны. Он относиться к основополагающим принципам нашего государства. Каким должен быть сегодня тот, кто называет себя настоящим казахстанцем? Это образованный, креативный, конкурентоспособный, открытый мировым инновациям лидер, беззаветно любящий и испытывающий гордость за  свою Родину. Лидер – деятельность которого направлена на созидание.

Хотелось бы особо остановиться на роли, которую президент возлагает на гуманитарные кафедры вузов в процессах модернизации общественного сознания, в формировании нового поколения казахстанцев. Он подчеркивает, что полноценное образование невозможно без гуманитарных кафедр вузов. К сожалению, сегодня, преподавание дисциплин общегуманитарного цикла   в вузах сведен к минимуму. В большинстве из них кафедры гуманитарной направленности, без учета их специфики объединены в одну, под общим названием  кафедра социально – гуманитарных дисциплин. Как правило, под одной вывеской находятся такие предметы как философия, социология, политология, экономика, право, история, религиоведение, культурология. В соответствии с государственным образовательным стандартом вуза, из  обозначенных дисциплин, к обязательному компоненту изучения подлежит только философия, которая низведена в ряд обычных социально-гуманитарных дисциплин и ее изучению отводится всего лишь один семестр. Все остальные, если существуют, то только номинально, лишь как элективные, т.е. специализированные кафедры вместо этих мировоззренческих (идеологических) наук, конечно же, поставят свой спецкурс.

Подобное состояние в современных международных политических условиях, неоднородных процессах в религиозной сфере, усилении политико-религиозного экстремизма и терроризма, в процессах глобализации  чреваты последствиями. Например, ослаблением в недалеком будущем духовно-нравственных устоев, гражданской позиции подрастающего поколения.  Именно гуманитарии являются теми, кто формирует и развивает сферу духовного.

 Сегодня вузы должны готовить специалистов, реально ориентирующихся в современности и будущем. Необходимы специалисты с глубокими познаниями, хорошей философско-мировоззренческой, логико-методологической подготовкой  и широкой эрудицией в различных областях гуманитаристики. Без этого невозможна творческая самореализация. Из социального успеха каждого, складывается успех нашей страны.

Как видим, президентом указаны направления модернизации общественного сознания и наша задача гуманитариев,  достойно реализовать их.

Майра Кожамжарова,

кандидат философских наук, ассоциированный профессор (доцент), заведующий кафедрой «Философии и социально-гуманитарных дисциплин»

Павлодарского государственного университета имени С. Торайгырова

Loading...