Экс-депутат районного маслихата Ержан Скаков, в отношении которого было начато и впоследствии прекращено досудебное расследование по изнасилованию 19-летней Елены Ивановой, из подозреваемого превратился в потерпевшего. В связи с вымогательством у Скакова крупной суммы денег осужден известный в Усть-Каменогорске блогер Ринат Халиков. Тем временем в общественном фонде «НеМолчи.KZ», который взялся защищать Елену, имеют особое мнение на этот счет и призывают Генпрокуратуру РК направить в ВКО независимую следственную группу, передает корреспондент YK-news.kz.
Нешуточный скандал, связанный с именем Ержана Скакова, представителя строительной компании ТОО «Өскемен құрылыс», экс-депутата маслихата, разгорелся прошлым летом.
19-летняя жительница Шемонаихинского района Елена Иванова написала заявление в полицию, что 5 августа господин Скаков изнасиловал ее на рабочем месте.
Полиция начала досудебное расследование по статье «Изнасилование».
В декабре 2017 года дело было прекращено за отсутствием в деянии подозреваемого состава уголовного правонарушения, сообщили в ДВД ВКО. Сейчас адвокат девушки пытается добиться, чтобы расследование возобновилось.
«Я написала жалобу в прокуратуру Восточно-Казахстанской области об отмене данного постановления. Если его оставят в силе, я пойду в суд», — прокомментировала правозащитница Айман Умарова.
Журналисты издания попытались разобраться, почему юрист настаивает на возобновлении расследования. Изучив судебные документы, они решили воссоздать приблизительную картину августовских событий.
Утром 5 августа Ержан Скаков приехал в школу, которую строило ТОО «Өскемен құрылыс». На объекте уже велись отделочные работы. Скаков встретил Елену Иванову, работавшую там маляром. В судебных документах приводится косвенная речь Скакова: «При беседе предложил ей вступить в половую связь, она согласилась». Иванова настаивает, что над ней надругались, о чем в этот же день она заявила в Шемонаихинский РОВД
Вечером девушка отправилась в Усть-Каменогорск, чтобы пройти судебно-медицинскую экспертизу. Перед приездом Елена позвонила бывшему коллеге К., которого Скаков в июле уволил.
К. снял Елене квартиру, а потом с согласия супруги пригласил Лену пожить у них дома.
Когда Елена находилась в доме четы К., к ним в гости зашел мужчина. Позже он показал суду, что «увидел какую-то девушку, которая лежала на диване и плакала». Хозяйка пояснила, что девочку изнасиловали и ей нужен адвокат. Гость тут же кому-то позвонил. Человек на другом конце провода поговорил с Еленой и назначил ей встречу. Так Лена познакомилась с Ринатом Халиковым. Интернет-пользователи из ВКО знают его как Дядю Реку — инициатора и участника акции «Добрый хлеб» и многих других благотворительных начинаний. Известный блогер дал девушке телефон общественной организации «НеМолчи.KZ», занимающейся защитой жертв бытового и сексуального насилия.
Елена позвонила в «НеМолчи.KZ», и с середины августа с подачи фонда СМИ наперебой стали рассказывать о 19-летней жительнице ВКО, пострадавшей от экс-депутата. Причем имя Ержана Скакова озвучивалось без стеснения. Заметьте: в середине августа досудебное расследование только началось, естественно, вина Скакова не была доказана.
Объяснение такой активности лежит на поверхности: девушка неоднократно заявляла, что боится преследования со стороны своего предполагаемого обидчика, человека небедного и со связями.
28 августа Иванова вылетела в Алматы, чтобы встретиться с правозащитницами из фонда «НеМолчи.KZ».
Специализированный межрайонный суд по уголовным делам ВКО установил, что «примерно в середине августа у Халикова Р. У., узнавшего о том, что по заявлению Ивановой Е. В. в отношении крупного предпринимателя Скакова Е. О. расследуется уголовное дело по статье «Изнасилование», возник преступный умысел, направленный на вымогательство».
5 сентября Халиков впервые встретился с бизнесменом и «потребовал передать ему 10 тысяч долларов США за нераспространение сведений по уголовному делу в социальных сетях через общественную организацию «НеМолчи.KZ».
Ержан Скаков, сославшись на отсутствие такой суммы и «опасаясь за свою деловую репутацию, а также нарушение покоя своей семьи», передал Халикову 500 тысяч тенге.
Кроме того, в течение сентября блогер получил от Скакова 200 тысяч, 160 тысяч, 100 тысяч и 60 тысяч тенге.
9 октября Скаков передал Халикову еще 30 тысяч долларов и доверенность на квартиру с правом продажи. В этот же день блогера задержала полиция — как выяснилось, Скаков заявил о вымогательстве еще 1 сентября. Нагрянули стражи порядка и к Елене Ивановой, которая вернулась из Алматы.
17 января специализированный межрайонный суд по уголовным делам ВКО признал Рината Халикова виновным в вымогательстве и приговорил к семи годам лишения свободы. Елена Иванова участвовала в уголовном процессе в статусе свидетеля.
После того, как в истории с Халиковым судом первой инстанции поставлена точка, остаются определенные нестыковки.
Суд пришел к выводу, что Скаков начал выплаты «за нераспространение сведений по уголовному делу в социальных сетях через «НеМолчи.KZ». Деньги Халиков получил 11 сентября. Однако фонд раструбил историю Ивановой на весь Казахстан еще в середине августа.
Скаков в суде поведал: блогер вызвался ему помочь, «сказал, что ему необходимо съездить в Алматы, встретиться с Ивановой, успокоить и уговорить ее на примирение, передав деньги».
Другой свидетель, допрошенный в суде, также дал показания, что Халиков в южной столице должен был снять на видео заявление девушки, что она не имеет претензий к Скакову. Состоялась ли эта встреча, чем она закончилась и куда подевались полмиллиона тенге — эти моменты остались непроясненными.
По возвращении из Алматы в Усть-Каменогорск, по словам Халикова, переговоры со Скаковым продолжились. А в начале октября «Иванова Е. В. согласилась получить трехкомнатную квартиру и 30 000 долларов США от Скакова Е. О.», заявил в суде блогер.
Сама Лена в суде уверяла, что ни о чем подобном даже не подозревала.
В это охотно верится, и вот почему. Восьмого октября Лена вернулась в Усть-Каменогорск и пропала. В «НеМолчи.KZ» тут же забили тревогу и об исчезновении девушки протрубили все казахстанские СМИ.
«Когда в интернете появилась информация о пропаже Лены, мне снова позвонил Халиков, — пишет Дина Смаилова в соцсети. — Он сразу признался, что совершил ошибку, по его вине Лена находится в ДВД ВКО. Из разговора с Халиковым я узнала, что он решил помочь Елене, так как был уверен, что дело закроют и тогда девочка останется ни с чем. Поэтому якобы согласился взять у Ержана Скакова для Елены деньги (30000 долларов США) и доверенность на трехкомнатную квартиру. Когда я спросила Халикова, в курсе ли этих действий Лена, он ответил отрицательно».
Дина Смаилова записала разговор с Халиковым на диктофон и впоследствии передала аудиозапись в полицию.
Затем были задержание и суд.
Стоит отметить, что господин Скаков во время суда над Халиковым проявил великодушие. Он заявил, что принял извинения блогера, просил служителей Фемиды назначить ему минимальное наказание, отказался от взыскания морального вреда в сумме 1 000 000 тенге и даже помог Ринату Халикову оплатить судебные издержки.
За процессом пристально следили в общественном фонде «НеМолчи.KZ», который активно защищает Елену Иванову.
«Я предполагаю, что в этом деле господин Скаков далеко не жертва вымогательства, а организатор, который не ожидал, что Лена не придет за деньгами, — написала президент ОФ «НеМолчи.KZ» Дина Смаилова на своей странице в Facebook. — Она сломала его планы».
Также правозащитница в соцсетях обратилась с открытым письмом к генеральному прокурору РК. В обращении госпожа Смаилова просит направить независимую следственную группу в ДВД ВКО, чтобы непредвзято разобраться в двух делах — по изнасилованию и вымогательству.
Какое решение примет надзорный орган, неизвестно. Но очень даже может быть, что люди, упомянутые выше, станут участниками новых разбирательств. Ержан Скаков, озвучивший свою версию произошедшего некоторым СМИ, заявил, что инцидент с Еленой Ивановой спланирован тем самым К., который приютил девушку в Усть-Каменогорске. Якобы мужчина мстит за свое увольнение. «Похоже, может быть запущен новый виток судебных тяжб, теперь уже с обвинениями в клевете», — заключили журналисты.