четверг, 9 мая 2024 г.
icon
439.43
icon
473.31
icon
4.82
Алматы:
icon
19oC
Астана:
icon
18oC
1xadv
×

Astana LRT: «Если валидатор не работает, пассажир имеет право на бесплатный проезд»

В последние несколько лет во всем мире наблюдается тенденция перехода на безналичную оплату товаров и услуг. Многие развитые страны уже давно сделали свой выбор в пользу цифровых технологий, что является показателем высокого уровня человеческого капитала. Казахстан тоже делает уверенные шаги в этом направлении.

Так, с 21 июля в Астане начал действовать дифференцированный тариф на проезд в общественном транспорте, по которому стоимость проезда в городских маршрутах при оплате наличными средствами составляет 180 тенге, на экспресс маршрутах – 250 тенге и в пригородных маршрутах – 11,5 за 1 километр. При оплате картой Astra Plat стоимость проезда в городских маршрутах останется прежней – 90 тенге. Как сообщил директор Департамента платежных систем «Astana LRT» Даурен Нуралиев, это было сделано для того, чтобы максимальное количество человек перешло на транспортную карту.

Для чего нужна электронная оплата и ее плюсы

Запуск системы электронной оплаты в общественном транспорте Астаны был поделен на три этапа. Пилотный запуск состоялся в ноябре 2016 года в экспресс автобусах. В 2017 году безналичный способ оплаты был введен в городских и пригородных автобусах. В ТОО «Astana LRT» считают, что данное новшество помогает их сотрудникам в получении точных данных о пассажиропотоке и составлении маршрутов, а также способствует прозрачности финансовых потоков.

«Было немало случаев, когда кондукторы или водители собирали определенную сумму за день, а вечером при сдаче смены сдавали не все деньги руководителям. Также эта система фиксирует все и дает точные данные, ее обмануть нельзя. Всякий раз, когда пользователь подносит карту к валидатору, в системе фиксируется информация о том, в каком автобусе и какая сумма была оплачена. Далее на основании этого мы распределяем деньги перевозчикам. Это очень удобно, когда перевозчик может довериться системе. Исключается человеческий фактор. Благодаря системе мы видим, кто пользуется общественным транспортом, можем составить портрет пассажира и определить, на каких маршрутах он ездит чаще всего. Это дает нам примерно понимать, правильно ли построен маршрут и достаточно ли автобусов по тому или иному маршруту. Помимо прочего, система позволяет нам провести анализ и осуществить своевременное планирование», – рассказал директор Департамента платежных систем ТОО «Astana LRT» Даурен Нуралиев.

Помимо этого, он отметил еще один немаловажный плюс системы безналичной оплаты. По его словам, пассажирам больше не нужно будет держать в карманах и кошельках наличные деньги и монеты и сталкиваться с неудобствами в виде поиска меньших купюр.

«Зачастую, когда люди утром садятся в автобус, у них в кармане не всегда находится мелочь. Если пассажир предоставляет купюру в 5000 или 10000 тенге, то кондуктор не сразу может выдать ему сдачу. В этом случае и пассажир, и кондуктор сталкиваются с неудобствами. А при оплате карточкой человеку не нужно иметь при себе наличные и полностью исключается взаимодействие с кондуктором. Вы произвели валидацию, деньги снялись за проезд и все. Также мы предоставляем определенные бонусы для пассажиров. При оплате наличными, ему дается билет, и с этим билетом он на другой автобус бесплатно пересесть не сможет, а оплатив карточкой, пассажир может пересесть бесплатно в течение часа с момента первой валидации, – пояснил Нуралиев Д.

Где купить и пополнить баланс карты?

В Астане на сегодняшний день функционируют шесть специализированных касс, 30 RTVM-терминалов и 51 торговая точка, где вы можете приобрести карты. Пополнять карты можно в спецкассах, RTVM-автоматах, Qiwi-терминалах.

«У каждого пользователя при пополнении карты через специализированные кассы и автоматы, есть возможность проверить баланс на ней. Помимо этого, при посадке в автобус, пассажир может с помощью валидатора проверить свой баланс без снятия денег. В правом нижнем углу есть кнопка I (information), достаточно лишь нажать на нее и вы узнаете количество денег на карте. Кроме этого, с 20 июля включился в систему интернет-банкинг kaspi.kz. А в ближайшие дни появится возможность пополнения онлайн на сайте transcard.kz.», – сообщили в LRT.

К слову, с 1 июля этого года у пассажиров появилась возможность пополнения карт через терминал qiwi. На сегодняшний день работают 2000 терминалов. Адреса специализированных касс, и RTVM- терминалов, где можно приобрести или пополнить транспортную карту, можно найти на сайте «Astana LRT».

Исчезнут ли полностью кондукторы?

Система электронной оплаты проезда в общественном транспорте исключает наличие кондукторов в автобусах. Однако, по словам Нуралиева, учитывая наш менталитет, а также желание людей, чтобы их проконсультировали и объяснили им, где выйти и как доехать, вопрос о полном исключении кондукторов только на стадии планирования.

Также в LRT подтвердили то, что данная система не оставит кондукторов без работы. Некоторая часть кондукторов перепрофилируется в инспекторов и будет проверять водителей и пассажиров, а также выявлять безбилетников. Другая часть перейдет в консультанты электронной системы оплаты проезда, то есть, эти люди будут объяснять населению, как пользоваться картами. Но как таковое понятие кондуктора, который лично собирает оплату и выдает билеты пассажирам, постепенно исчезнет.

Как будут выявлять «зайцев»?

Достаточно давно работают инспекторы департамента транспортного контроля, которые заходят в автобус и сразу же блокируют систему электронной оплаты проезда в автобусе для выявления так называемых «зайцев», не оплативших за проезд.

«У инспекторов транспортного контроля имеется специальная карточка, которой они блокирует всю систему. В это время с ручным терминалом, позволяющим проверить карты пассажиров, они проводят контроль. То есть, у человека, который не произвел валидацию или не получил билет, уже нет возможности быстро произвести валидацию, пока инспектор не подойдет к нему. При обнаружении неуплаты оформляется штраф в размере 2 МРП», - объяснил Даурен Нуралиев.

Что делать, если валидатор не работает?

На сегодняшний день все автобусы Астаны оснащены валидаторами. Однако, как и всякой технике, им свойственна поломка. Если в автобусе не работает валидатор по тем или иным причинам и пассажир с имеющимся балансом на карте не смог оплатить за проезд, тогда пассажир, согласно публичному договору, который есть на нашем сайте, может получить бесплатный проезд. По всем интересующим вопросам в «Astana LRT» рекомендуют обращаться в контакт-центр по телефону: 574-777.

Что делать при утере карты?

Есть три вида карточек: именные и не именные. Именные – это льготные карты, которые предоставляются для всех шести льготных категорий граждан. Не именные имеют свой номер, но не закреплены за определенным человеком. Помимо этого, есть еще школьные именные карты. Льготные именные и школьные карты восстанавливаются, так как они уже закреплены в системе. В случае утери они могут подойти на центральную специализированную кассу, написать соответствующее заявление, заблокировать утерянную карточку и получить новую.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0

В статье: