суббота, 23 ноября 2024 г.
icon
498.34
icon
519.72
icon
4.85
Алматы:
icon
-3oC
Астана:
icon
-6oC
×

Вымирающие партии, помехи для самовыдвиженцев, сообщение о бомбе: История выборов в мажилис РК

Касым-Жомарт Токаев анонсировал выборы в мажилис на январь 2021 года. Уникальность в том, что впервые за много лет выборы пройдут в положенный срок, а не раньше времени. К тому же теперь будет работать 30-процентная квота для женщин и молодежи — мажилис преимущественно составляли взрослые мужчины. Редакция ИА «NewTimes.kz» решила вспомнить, как проходили выборы в мажилис при первом президенте, сколько женщин становились депутатами и чем запомнились предыдущие избирательные периоды.

Фото: Voxpopuli.kz / Карла Нур
Фото: Voxpopuli.kz / Карла Нур

Сайт мажилиса начинает рассказывать историю нижней палаты парламента с 30 августа 1995 года, когда в Казахстане появилась новая конституция, она и определила парламент как высший законодательный орган. Так верховный совет заменили мажилис и сенат. После, конечно же, состоялись первые выборы депутатов мажилиса парламента — 9 декабря 1995 года и в Казахстане появилось 67 мажилисменов.

«В депутатском корпусе преобладали руководители и работники местных исполнительных органов и маслихатов — 19 человек. Каждый пятый депутат работал руководителем предприятия, ассоциации, фирмы, фонда и других структур. Девять мажилисменов являлись работниками науки, высших учебных заведений, учителями. Каждый десятый депутат был работником администрации президента, министерств и республиканских комитетов. Временно не работали четыре парламентария. В аграрной сфере работали 11 депутатов, трое — в сфере культуры. Работниками правоохранительных органов и инженерами-экономистами были по два депутата. В депутатском корпусе также были представлены юрист, военнослужащий и пенсионер», — вспоминает официальный сайт мажилиса.

К слову, после первых выборов среди 67 мажилисменов было всего девять женщин.

Следующие выборы прошли в 1999 году. Президент внес очередные изменения в конституцию, и мажилисменов выбирали по новой схеме — теперь политические партии могли избираться в парламент. Тогда в выборах приняли участие сразу 10 партий, а на одно место претендовало восемь человек. После выборов в мажилисе появилось 77 депутатов, 10 из которых представляли четыре партии — «Отан», Гражданскую, Аграрную и Коммунистическую. На общее число депутатов приходилось всего восемь женщин.

Спустя пять лет, в 2004-м, состоялись очередные выборы в мажилис, и они стали рекордными по числу партий, претендующих на мягкие кресла в парламенте, — боролось сразу 12 партий. Депутатов снова было 77, 10 человек представляли партии «Асар», «Ак жол», «Отан», а также избирательный блок «АИСТ» Аграрной и Гражданской партий Казахстана. Женщин в депутатах по-прежнему было всего лишь восемь.

2007 год, очередные конституционные изменения, очередные выборы в мажилис. Теперь нижняя палата должна была состоять из 107 депутатов. Девять человек были избраны от ассамблеи народов Казахстана, остальные 98 представляли правящую партию «Нур Отан». Остальные шесть партий не преодолели 7%-ный барьер. К слову, «Ак жол» и ОСДП тогда не признали результаты выборов, назвав все профанацией, но это ничего не изменило. Не нашлось места другим партиям, зато женщин стало чуть больше — теперь из 107 мажилисменов 17 были женщинами.

В ноябре 2011 года советник Назарбаева Ермухамет Ертысбаев прокомментировал слухи о внеочередных выборах и сказал, что теоретически депутаты могут выступить с инициативой самороспуска, добавив, что «в третье десятилетие независимости Казахстан должен войти минимум с двухпартийным парламентом».

Уже на следующий день после этого комментария в СМИ появилась информация, что депутаты просят президента о роспуске мажилиса и маслихатов.

Меньше, чем через неделю, Назарбаев подписал указ «О роспуске мажилиса парламента РК и назначении внеочередных выборов». Этот роспуск депутатов стал четвертым. Выборы прошли в январе 2012 года и серьезных сюрпризов не принесли: наибольшее количество голосов избирателей, по данным ЦИКа, получила партия «Нур Отан». Но в этот раз не только правящая партия осела в мажилисе, барьер в 7% набрали еще демократическая партия «Ак жол» и Коммунистическая народная партия Казахстана. Из 107 мажилисменов 26 теперь были женщины.

Через четыре года депутаты снова попросили Назарбаева провести досрочные выборы — «в связи с обострившейся экономической ситуацией в стране».

Президент вновь не отказал мажилисменам и издал указ о роспуске мажилиса и назначении внеочередных выборов. В марте 2016 года состоялись седьмые по счету выборы, ставшие уже пятыми внеочередными. Из участвующих шести партий в мажилис опять прошли те же партии — «Нур Отан», КНПК и «Ак жол». Сейчас на 78 мужчин-мажилисменов приходится 29 женщин — это рекордное число с момента создания двухпалатного парламента.

За 10 дней до выборов 2016 года соцсети мажилиса оказались в щекотливом положении. Неизвестные взломали аккаунт нижней палаты в Instagram и опубликовали там интимные фото и провокационный текст со ссылкой на сайт «для взрослых».

Но казахстанцев в свете предстоящих выборов гораздо больше волновало нестабильное экономическое положение, чем эротический контент в аккаунте мажилиса. Соцопросы тогда показывали, что большинство казахстанцев переживает за скачок цен после выборов и возможную девальвацию и не верит в позитивные изменения.

Пока одни настороженно ожидали поствыборных последствий, другие отстаивали свое право на участие в выборах — самовыдвиженцев снимали с участия пачками.

«Нас снимают по надуманным причинам — из-за каких-то налоговых погрешностей. Например, я была очень удивлена, когда узнала, что у меня есть счет в банке на сумму 10 тенге 05 тиынов. Мы получили из областной избирательной комиссии подписанное решение. К нему не приложено разъяснение, чтобы понять, из-за чего произошли нарушения», — возмущалась тогда журналистка и блогер Аида Джексен.

В похожей ситуации, к слову, в тот год оказалась и известная активистка Ася Тулесова: ее сняли с предвыборной гонки за ошибки в заполнении налоговой декларации. Разница в 78 тиынов лишила ее возможности участвовать в выборах.

Еще одна экс-кандидат в мажилисмены, Фатима Джандосова, заявила тогда, что агитационные плакаты правящей партии развешаны во многих местах так, чтобы не было видно других участников выборов.

«На специальных тумбах мои плакаты были сорваны. Вместо них были повешены плакаты известной всем партии. Все эти очередные-внеочередные выборы демонстрируют, что власть не предоставляет своим гражданам возможность реализации избирательных прав. Все фиктивно», — высказалась тогда она.

Сами выборы сопровождались разными инцидентами. Например, неизвестные стали активно распространять информацию о том, что через бюллетени для голосования распространяется сибирская язва. Эти слухи пришлось опровергать официальному представителю генеральной прокуратуры, чтобы успокоить встревоженных казахстанцев.

Успокаивать избирателей пришлось не единожды: в Алматы, например, полицейские получили сообщение о заложенном взрывном устройстве на одном из избирательных участков. К счастью, информация не подтвердилась, а правоохранители занялись поиском шутника.

В ЮКО выборы и вовсе едва не завершились трагедией. Параллельно с мажилисменами в Казахстане выбирали депутатов маслихатов. Один из кандидатов в Южно-Казахстанской области ворвался на заседание избирательной комиссии и угрожал поджечь себя.

Следующие выборы ждут нас в январе 2021 года. И есть подозрение, что мажилисмены будут избираться не намного задорнее и ярче, чем сенаторы в августе этого года, выборы которых прошли практически незамеченными. Зато есть надежда, что в 2021 году специальная квота сделает мажилис более молодым и представит еще больше женских имен в нижней палате парламента.

Что думаете об этом?
Нравится 0
Мне все равно 0
Забавно 0
Сочувствую 0
Возмутительно 0