«Можете сделать голос потише?» Депутат и вице-министр схлестнулись в Мажилисе

На заседании в Мажилисе обсуждение нефтяных контрактов перешло в резкую перепалку между депутатом Муратом Абеновым и вице-министром энергетики Ерланом Акбаровым. Поводом стала история с компанией «Ту-Ха», в которой, по словам парламентария, были выявлены многомиллиардные хищения, передает ИА «NewTimes.kz».

Фотоколлаж: ИА «NewTimes.kz»
Фотоколлаж: ИА «NewTimes.kz»

На заседании в Мажилисе обсуждение нефтяных контрактов перешло в резкую перепалку между депутатом Муратом Абеновым и вице-министром энергетики Ерланом Акбаровым. Поводом стала история с компанией «Ту-Ха», в которой, по словам парламентария, были выявлены многомиллиардные хищения.

Абенов начал с жесткого заявления, намекнув, что после проверок в образовании и здравоохранении внимание стоит обратить и на нефтяной сектор:

«У меня ощущение, что как президент начал разбираться с воровством денег в сфере образования, здравоохранения следующая тема, вот сейчас вице-министр сидит – вы голову поднимите, потом будете в телефон смотреть (обращаясь к Акбарову – Прим. Ред.). Следующая тема, которой президент должен заняться – это воровство денег в нефтяных компаниях, которые якобы у нас размещают заказы Казахстане».

Депутат напомнил, что в прошлом году по делу «Ту-Ха» осудили двух сотрудниц. По его данным, в компании с численностью около 60 человек похитили 6 млрд тенге. При этом за несколько лет фирма получила 31,2 млрд тенге заказов, а корпоративного подоходного налога заплатила всего 174 млн тенге.

Абенов утверждает, что бухгалтеры на суде заявляли о давлении и о схемах вывода средств через ИП и льготные режимы налогообложения. Он задал прямой вопрос: что сделало Министерство энергетики после судебного решения, почему продолжает работать с контрагентами и не инициирует дополнительные проверки.

Вице-министр Акбаров ответил, что речь идет о НИОКР и 1% отчислений на научно-исследовательские работы. По его словам, проекты утверждал научно-технический совет, а контрольные функции у министерства ограничены.

«Мы получили эту научную работу, по ней никаких вопросов не было. Потом АФМ по ним возбудили уголовное дело, они оказались лжепредпринимателями. Они получили в соответствие с законодательством свое наказание. Но при этом нам пришло письмо от АФМ, все эти недропользователи которые им оплатили, сейчас возвращают эти деньги государству. Там 2 компании судятся, потому что работа сделана, принята этими недропользователями и в том числе государством принята. Здесь нельзя говорить, что украли и т.д.», – ответил замминистра.

Такой ответ депутата не устроил.

«А как? Суд уже доказал же. Вы что, против решения суда? Вы же политический госслужащий. Суд подтвердил – 6 млрд тенге, а вы говорите, что нет воровства. Как вы можете это заявлять?» – сказал Абенов.

Акбаров уточнил:

«Здесь лжепредпринимательство».

Абенов настаивал, что речь идет о хищениях при заказах на 32 млрд тенге и назвал происходящее воровством.

«Подождите. На 32 млрд тенге заказали провести техническое обслуживание, исследование. 6 млрд тенге наличными украли, покупали квартиры и т.д. Это же воровство», – сказал депутат.

Вице-министр возразил, что они говорят о разных вещах и что 32 млрд к НИОКР не относятся. Тогда Депутат ответил, что задавал конкретный вопрос по «Ту-Ха» и не понимает, почему министерство, по его мнению, фактически защищает компанию.

Акбаров сослался на официальное письмо и повторил, что речь идет о лжепредпринимательстве и 6 компаниях.

Абенов заявил, что судебное решение уже вынесено, и обвинил вице-министра в предоставлении ложной информации парламенту. Тогда Акбаров призвал сбавить тон, но депутат продолжил жестко:

«Вы что, не в одном правительстве работаете? Друг с другом не общаетесь? Вы же госслужащий. Вы не адвокат этой компании, вы должны защищать интересы государства».

Вице-министр ответил, что защищает интересы государства и отвечал на вопрос – исключительно о НИОКР.

Абенов пригрозил инициировать вопрос об ответственности за предоставление недостоверной информации парламенту. Он подчеркнул, что в рассматриваемом деле речь шла не о НИОКР, а о конкретных заказах, и выразил недоумение, почему вице-министр, по его мнению, вводит депутатов в заблуждение. Парламентарий дал понять, что может инициировать привлечение Акбарова к ответственности за озвученные в зале заявления.

Представитель СНПС предположил, что обсуждение может касаться проекта «СНПС Айдан Мунай». Вице-министр, в свою очередь, пообещал уточнить информацию и предоставить письменный ответ.

Абенов продолжил настаивать, что позиция Минэнерго фактически выглядит как оправдание компании, фигурирующей в судебном решении. Акбаров пояснил, что занимает должность всего два месяца и не исключает, что может не владеть деталями прошлых кейсов.

Депутат отметил, что в таком случае следовало бы прямо заявить о необходимости дополнительной проверки, а не опровергать его слова. Акбаров уточнил, что не называл информацию неправдой, а лишь указывал на то, что речь идет о средствах НИОКР.

В завершение Абенов подчеркнул, что, по его мнению, вице-министр дал неверную информацию, и добавил, что в подобных случаях корректнее было бы признать отсутствие полной осведомленности. Обсуждение завершилось договоренностью о предоставлении письменных разъяснений.

На этом же заседании в Мажилисе по экологии и природопользованию разговор о казахстанском содержании в закупках неожиданно перешел в жесткое отчитывание. В центре внимания оказался генеральный директор АО «Матен Петролеум» Лю Цзиньчэн.

Что думаете об этом?
Нравится 1
Мне все равно 0
Забавно 1
Сочувствую 1
Возмутительно 0